Звезда казахстанского дзюдо – о «серебряном» Дюссельдорфе, о Михаиле Ракове, о жизни после Лондона и самом важном старте в нынешнем году…
Наше досье. Максим Сергеевич Раков (100 кг). Сборная Казахстана по дзюдо
Дата рождения: 7 февраля 1986 года
Место рождения: город Караганда
Тренер: Раков Сергей Капитонович
Достижения: многократный чемпион Казахстана, бронзовый призер юниорского чемпионата мира (Южная Корея, 2002), серебряный призер Азиатских игр (Катар, 2006), двукратный победитель Суперкубка мира (Германия, 2006; Голландия, 2008), бронзовый призер чемпионата Азии (Кувейт, 2007), чемпион Азии (Китай, 2009), чемпион мира (Голландия, 2009), бронзовый призер Азиатских игр (Китай, 2010), бронзовый призер международного турнира «Мировые мастера» (Южная Корея, 2010; Азербайджан, 2011), серебряный призер чемпионата мира (Франция, 2011), участник лондонской Олимпиады (2012) и чемпионата мира в Бразилии (2013), победитель международного турнира «Мировые мастера» (Алматы, 2012), победитель Гран-при (Германия, 2012), бронзовый призер международного турнира «Большой Шлем» (Япония, 2012), победитель Гран-при (Алматы, 2013), в составе «TAK Astana Club» победитель первого международного клубного турнира по дзюдо в Казахстане (Астана, 2013), серебряный призер Гран-при (Германия, 2014). Заслуженный мастер спорта Республики Казахстан. Мастер спорта международного класса
Место в рейтинге: 13 (мировой рейтинг)
- Заканчивается март, а посему остаются позади три месяца нового года. Какими они получились для Максима Ракова?
- Можно сказать, на процентов шестьдесят в сезон вкатился (улыбается). Потихоньку набираю форму, восстанавливаюсь. Немного это, конечно, затянулось, однако все идем к одному старту. Если бы на Гран-при в Дюссельдорфе не травмировался, дела, в принципе, были бы еще лучше.
- Если оценивать ваше выступление в Германии по пятибалльной шкале, какая цифра приходит на ум?
- Наверное, четверочка. С тренерами ставили определенные задачи, что-то удалось показать, что-то нет. С другой стороны, все эти турниры я уже выигрывал – конкретной цели взять золото не было. Сейчас такой период, когда ты больше ищешь свою борьбу, привыкаешь к новым правилам. А «Большой Шлем» в Париже… Однозначно, выступление там получилось не совсем удачным. В очередной раз не пошел турнир. Почему-то не везет мне во Франции. Уже много раз туда езжу – привез домой только серебряную медаль чемпионата мира. Да в том же Дюссельдорфе выглядел намного лучше, отборолся в свое удовольствие. После стартовой победы над соперником из Грузии (Александр Мсхаладзе – Прим. автора), вышел на россиянина (Сергей Самойлович – Прим. автора), который когда-то был первым в рейтинге. Выиграл его и пробился в полуфинал, где меня ждал хозяин татами (Карл-Рихард Фрей – Прим. Автора). Особых проблем с ним не испытал, однако, к сожалению, получил травму и, посоветовавшись с тренерским штабом, уже на финал против бразильца (Лусиано Корреа – Прим. автора) решил не выходить, дабы не усугубить повреждение. Обидно? Нисколько. В Германии я уже два раза брал золото. Да и задачи, как я уже сказал ранее, на сей раз ставил перед собой совершенно другие. При этом все равно медаль завоевал. Первую в нынешнем году. Конечно, очень приятно.
- Национальную сборную в 2014-м ждет много чего интересного и серьезного. Какой старт для вас является наиболее важным?
- Однозначно, чемпионат мира. Если к нему подойти в хорошей форме, то и на Азиатских Играх можно надеяться на успех. Понятное дело, что там у нас еще нет золота. Но вообще превалирует другой старт. Который в 2016-м году пройдет (улыбается).
- До Бразилии еще далеко, а Челябинск и Инчхон – это наше настоящее. Планируете выступить и там, и там?
- Время покажет. Пока не могу сказать ничего конкретного. Всякое ведь случается. Я вот, например, должен был полететь в составе национальной сборной на Гран-при в Турцию, однако, как видите, остался дома. То есть сейчас вообще непонятно, где я буду выступать. Тот же «Большой Шлем» в Баку, запланированный на 9-11 мая. Меня туда поставили, но не факт, что я, в конечном счете, поеду в Азербайджан. Во-первых, пока нет официального постановления, во-вторых, после Дюссельдорфа я еще не тренировался на ковре.
- Тем не менее, главный тренер команды Ермек Имамбеков заявил о том, что планирует поставить вас и на «мир», и на «Азиаду», поскольку очень сильно верит в вас, связывает большие надежды…
- Действительно, по этому поводу мы разговаривали с Ермеком Абуовичем. Что могу добавить? Дай Бог, чтобы все у нас получилось. Чтобы набрал отличную форму, чтобы травмы миновали…
- Но представьте, что вы все-таки едете на два этих крупнейших старта. И, понятное дело, там будете бороться исключительно за золото. Интересно другое: какому другому результату вы также обрадуетесь?
- Честно говоря, не знаю, что ответить. На данный момент нет никаких конкретных задач. Почему? Потому что уже успел обжечься. Слишком много ждал от самого себя - в итоге терпел неудачи.
- Перегорали?
- Не то чтобы. Слово «перегорел» осталось в детстве (смеется). Просто спорт – это мир непредсказуемости, побед и поражений. Здесь случается всякое. Порой не совсем правильно строить какие-то грандиозные планы в отношении самого себя. Больно потом можешь упасть. Одно знаю точно: сильнейшего определит схватка на татами. Как, впрочем, и то, что олимпийский девиз «Главное - не победа, а участие!» - это не мой девиз.
- Следующий наш вопрос, пожалуй, является самым надоевшим для Максима Ракова…
- (улыбается) Про лондонскую Олимпиаду?
- Именно. То поражение больше не мучает вас?
- После Лондона было, действительно, тяжело. Много стал проигрывать. Однако взял себя в руки и, наконец-то, пошли медали. Олимпиада превратилась в историю, в архив. Я сумел перелистнуть эту страницу и уже приступил к описанию новой главы своей жизни. Надеюсь, в ней будет больше побед. Самого высокого уровня…
- Вы пошли по стопам своего отца, ваш младший брат идет по вашим. Правильно ли развивается карьера Михаила, как вы считаете?
- Пока идет только становление. Он еще не раскрылся. У Миши отличные данные, но многое будет зависеть от тех же тренеров, к кому он попадет. Сейчас работают хорошие специалисты в молодежной сборной. Посмотрим, что он там приобретет. Ведь, как мне кажется, он чуть попозже заборется. А пока только растет. Правда, слишком быстро(улыбается). Прошлый год получился для него не совсем удачным. Много травм. Миша практически никуда не попал. Одно повреждение за другим. И так весь год выпал. Понятное дело, что дзюдо – это наше семейное, однако все зависит только от него самого. Это борьба.
- Если у него все начнет получаться и он станет известен широкой публике, то ему чертовски не повезло: Михаила Ракова начнут сравнивать с Максимом Раковым. Признайтесь честно, вы этого боитесь?
- Я ему всегда об этом говорю. О том, что у него своя дорога. И то, что сделал я, он не обязан повторять. У него должна быть своя история. История не младшего брата Максима Ракова, а история дзюдоиста Михаила Ракова. Да, тяжело, когда старший чего-то достиг и продолжает достигать, а младший только начинает и не имеет за спиной больших побед. Тем более что в его возрасте я уже был первым номером в национальной сборной. Причем, несколько лет. Но будем надеяться с отцом, что все у него получится…