В Тбилиси Павел Олейник, выступающий в весовой категории до 96 кг, выиграл свое первое в карьере европейское золото.
Однако занимать место на пьедестале континентального первенства спортсмену не в первой.
Два года назад в Дортмунде он стал бронзовым призером. Тогда путь в финал ему преградил россиянин Владислав Байцаев. Олейник вполне мог встретиться со своим обидчиком в столице Грузии. Взять реванш украинцу не дал Камил Скаскевич, остановивший россиянина в полуфинале.
В решающей же схватке с украинцем поляк ничего поделать не смог. Олейник полностью контролировал ситуацию на ковре. В двух периодах одержал победу - и стал чемпионом Европы.
О том, как далась первая европейская медаль наивысшей пробы и о загадочных соперниках, Павел Олейник рассказал в интервью «СЭ».
ТЕПЕРЬ ГОТОВ ПОКОРИТЬ МИР
- Такое чувство, что после этой победы я стал взрослее. - взял слово Павел Олейник.
Конечно, звание чемпиона Европы добавляет уверенности. А с новыми победами растут и цели. Теперь хочется покорить мир. (Смеется). Тем более, что на мировых первенствах мне выступать еще не приходилось. К чемпионату Европы целенаправленно готовился практически полгода. Я прошел отбор - и подошел к соревнованиям в хорошей форме.
- Думаю, согласитесь, что в Тбилиси немаловажную роль сыграл жребий, ведь по ходу соревнований вы не встретились ни с одним из фаворитов турнира…
- Возможно, жребий отчасти повлиял на результат соревнований. Но, как говорится, победителей не судят. (Улыбается). Для меня изначально не имело значения, кто будет со мной бороться. Я был готов встретиться с любым соперником, потому что хотел выиграть. Я настраивался на каждую схватку отдельно: сначала на болгарина Любена Илиева, потом на словака Йозефа Жаловяраи так далее. Считаю, с каждой встречей добавлял. Перед финалом мне тоже было все равно, кто выйдет со мной на ковер: россиянин или поляк.
- Стало ли для вас неожиданностью поражение двукратного олимпийского призера Хетага Газюмова из Азербайджана уже в четвертьфинале от россиянина Владислава Байцаева?
- Честно говоря, думал, что азербайджанец выиграет схватку. Однако Байцаев сильный соперник. Считаю, в России вообще нет слабых борцов. К тому же ему на руку сыграла молодость. Газюмов же «на закате» своей карьеры. Новое поколение сейчас вообще «подпирает» (Улыбается). Видимо, и в этот раз молодость взяла вверх над опытом.
- Зачастую для борцов самой напряженной получается первая схватка, потому как нужно почувствовать ковер, оценить свои силы. Однако в Тбилиси вы стартовали с уверенной победы над Илиевым - 3:0, 2:1.
- Уверенной победа выглядела только со стороны. Первая схватка для меня получилась действительно самой тяжелой. После нее мышцы затекли, чувствовалась усталость и напряжение. Хорошо, что было время восстановиться перед следующей встречей. Дальше - мне было уже легче.
- Четвертьфинальная и полуфинальная схватки развивались у вас примерно по одному сценарию: вы уступили в первом периоде, но в последующих двух - реабилитировались. Признайтесь, успели испугаться после стартовых двухминуток за судьбу встречи?
- Никогда не переживаю, когда проигрываю в первом периоде. Абсолютно никакой паники нет. Это моя тактика. Я изначально знаю, что во втором, третьем периоде добавляю - и соперники «ломаются». Ни у меня, ни у тренерского состава боязни за результат не было. Все шло по плану. Итоговый счет прямое тому доказательство.
- Хорошо, но если вспоминать, к примеру, полуфинальную схватку с Эгзоном Шала, счет первого периода 8:2 в его пользу - далеко не обнадеживал…
- С албанцем весь первый период атаковал я. Он смог поймать меня на контратаках. Шала для меня неудобный соперник. Раньше мы с ним не встречались, поэтому я не смог сразу адаптироваться. Я не знал, как с ним бороться. Но после первого периода разобрался, тренеры подсказали правильный подход. На подобных соревнованиях практически всех соперников знаешь, так как уже доводилось с ними бороться, а новые - настоящая загадка.
- Камил Скаскевич, несмотря на поражение в финале, успел вас чем-то удивить?
- Думаю, первый период нашей схватки стал решающим. Я поляка сразу «сломал». Выходя на второй период, уже понимал, что шансов на победу у него нет.
- Скаскевич изменился с момента вашей встречи на чемпионате Европы-2011?
- Видно, что он добавил физически. К тому же в полуфинале он выиграл схватку у того же Байцаева, довольно сильного спортсмена. Это уже показатель! Поэтому я серьезно настраивался на финал.
- Вы готовы были к реваншу с Байцаевым?
- Честно признаться, думал, что в финале встречусь именно с россиянином. У меня действительно было желание взять реванш. Когда же в раздевалку вошли тренеры и сказали, что поляк выиграл у Байцаева, я был несколько удивлен.
МЫ С АНДРЕЙЦЕВЫМ НЕ ВРАГИ
- Получается, что на вашем выступлении в Тбилиси не сказалось отсутствие личного тренера Николая Тарадая?
- По ходу соревнований мы с Николаем Петровичем созванивались. Еще перед чемпионатом он смог меня правильно настроить. И, несмотря на расстояние, я чувствовал его поддержку.
- Одиннадцать медалей нашей сборной на европейском первенстве можно считать реваншем за неудачное выступление команды в Лондоне?
- Думаю, да. Начался новый олимпийский цикл. Тренерский штаб ставит высокие задачи на Рио-де-Жанейро. Наша сборная должна завоевать больше медалей на следующей Олимпиаде. Все, что будет зависеть от нас, спортсменов, сделаем. Прогнозировать результат не берусь, мое дело - его показывать.
- Валерий Андрейцев, представитель вашей весовой категории, стал единственным борцом, который вернулся с олимпийской наградой из Лондона. Задумывались, могли бы вы показать подобный результат, если бы попали на Олимпиаду?
- Думаю, не стоит рассуждать на эту тему: мог, не мог. Это всего лишь слова. Все нужно доказывать на деле.
- С Валерием вы товарищи или все-таки больше конкуренты?
- Вражды между нами точно нет. Конечно, когда на тренировках выходим на ковер, мы соперники. Но вне его общаемся, нет никаких проблем.
- У многих борцов существуют проблемы с весом: накануне соревнований приходится то сбрасывать, то набирать его. Что скажете о себе?
- С весом у меня никогда не было проблем. Главное преимущество - мне его не надо «гонять». Я не мучаюсь, как ребята в меньших весовых категориях. Иногда мне их даже жаль: «гоняют» целыми днями вес, а на следующий день уже нужно выходить на ковер.
УЖЕ ЖАЛЕЮ, ЧТО РАССКАЗАЛ О НАШИХ СПАРРИНГАХ С МЕРЛЕНИ
- В детстве вы были спарринг-партнером Ирины Мерлени. И раньше в интервью нашему изданию говорили, что «она просто издевалась над вами на ковре». Хотели бы сегодня провести схватку с Мерлени?
- Действительно, когда только пришел на борьбу, тренер ставил меня на спарринги с Ирой. Но это было максимум два-три раза.
- Если бы все-таки пришлось снова выйти на ковер с Мерлени…
- Хотите спросить, отыгрался бы я? Отомстил бы? Сегодня мы с ней в разных весовых категориях.
- Кто знает, возможно она снова оказалась бы сильнее вас?!
- Надо проверить. Все может быть. (Смеется). Знаете, иногда думаю, зачем вообще сказал в прессе о спаррингах с Ирой?! Сделали из меня «мальчика для битья»: борец Павел Олейник, который все детство страдал от издевательств олимпийской чемпионки Ирины Мерлени. (Смеется).
- Если во время соревнований выпадает свободная минута, чем занимаетесь?
- Когда появляется свободное время, люблю читать художественную литературу. Вот сейчас читаю роман «Идиот» Федора Достоевского.
- С чем связан такой выбор?
- Просто потянуло на русскую классику.
Екатерина ЖИДКОВА