Получивший для Беларуси одну из олимпийских лицензий на чемпионате мира по греко-римской борьбе в Стамбуле, Элбек Тожиев (весовая категория до 55 кг) намеревается переплавить турецкое "серебро" в более ценный металл. Автор этих строк поговорил в олимпийском спортивном комплексе "Стайки" с уроженцем Узбекистана о его непростом пути в олимпийскую сборную.
Получивший для Беларуси одну из олимпийских лицензий на чемпионате мира по греко-римской борьбе в Стамбуле, Элбек Тожиев (весовая категория до 55 кг) намеревается переплавить турецкое «серебро» в более ценный металл. Автор этих строк поговорил в олимпийском спортивном комплексе «Стайки» с уроженцем Узбекистана о его непростом пути в олимпийскую сборную.
— Как пришёл в борьбу?
— Начинал-то я с футбола. На стадионе меня приметил тренер по курашу (узбекская национальная борьба. — Авт.) и предложил «заходить» в зал. Я сначала удивился даже: «Да мне не нравится кураш, я футбол люблю». Но потом раз зашёл, два, на ковёр пустили, стало интересно, так и втянулся. Однако примерно через год мой первый тренер сказал, что у меня все данные борца классического стиля. У нас с детства отсутствует привычка перечить старшим: если наставник сказал, что так надо, значит — надо. И я перешёл в классическую борьбу, которая позже стала именоваться греко-римской. В итоге получается, что и тренер оказался прав, и я не ошибся, когда его послушался.
— Как происходит подготовка к схваткам с олимпийскими соперниками?
— С представителями Ирана я боролся не раз. Были и неудачи с ними, так что собираюсь в Лондоне «должок» отдать. Ровшану Байрамову из Азербайджана на последнем «мире» уступил в самом финале, так что и на него «зуб» имею. Остальных конкурентов изучаем по видеозаписям, анализируем стиль борьбы, ищем слабые места, выстраиваем тактику, готовим пару-тройку неприятных «сюрпризов». Целая кухня!
— Кстати, о кухне. Чем тебя будут кормить в Англии? Плов не заказывал?
— Что вы, плов очень калорийная, жирная пища. Поэтому недели за две до любых соревнований мне приходится от него отказываться. Хотя, конечно, у узбеков принято готовить это главное блюдо национальной кухни в среднем раз в неделю.
В общем, что на стол англичане поставят, то и буду есть. Там уж будут знать, что нам можно, чего нельзя.
— Можешь сравнить свою борьбу в прошлом и нынешнем сезоне?
— Честно говоря, сдаётся мне, в прошлом сезоне она была лучше. Но мы целенаправленно готовимся, тренер, как мне кажется, считает, что всё идёт нормально. Следовательно, к Играм выйду на пик формы.
— Если станешь олимпийским чемпионом, о чём будешь мечтать?
— О новых победах, конечно! На Олимпиаде спорт ведь не заканчивается. Будут новые турниры, новые высоты. А медалей много не бывает. И первое место — всегда первое, сколько бы их у тебя не было.
— А сколько времени понадобилось тебе, чтобы выиграть свою первую награду?
— После прихода в «классику» — два месяца. В 1996 году, в 10-летнем возрасте, я занял третье место на республиканском турнире в Ташкенте. Разумеется, мне помог опыт занятий курашом. Но всё равно «бронза» в столице для пацана из самаркандского кишлака — это было огромное достижение.
— Есть кумир в борьбе? С кого берёшь пример?
— Первыми авторитетами с детских лет для меня были представители целой династии курашистов Худайбердыевых из соседнего кишлака. Двое из них, Шамсиддин и Аслиддин, также успешно выступали и в греко-римской борьбе, первый даже участвовал в Олимпиаде в Атланте.
Я старался как можно больше у них перенять. Позже таким примером для меня стал, и до сих пор является, наш легендарный советский «классик» Александр Карелин.
— Как обустроился в Беларуси?
— Первые годы жил в общежитии, которое предоставили мне в Борисове. Недавно получил квартиру, въеду туда по окончании ремонта. Но на этом останавливаться не намерен. У нас ведь тоже, если дом не построил, дерева не посадил, сына не родил — значит, зря прожил. Сыну Рамазану уже 11-й месяц пошёл. За неимением двора пока выращиваю орхидеи и другие комнатные цветы, так что дело за возведением дома.
— Пока у тебя всё получается?
— Стараюсь. Когда по приглашению белорусских специалистов в 2007 году переехал сюда, сразу для себя решил, что еду не в качестве «легионера». Знал, что отныне связываю свою судьбу с новой страной. Она впоследствии стала второй родиной для меня, и первой — для моего потомства. Поэтому прилагал все усилия, чтобы принести пользу гостеприимной Беларуси. Через два года получил гражданство, чтобы выступать за республику на международной арене. Теперь вот на Олимпиаду еду.
— Не разочаровался в своём выборе?
— Беларусь воздаёт мне сторицей. Здесь я обрёл не только дом и удачно складывающуюся спортивную карьеру, но и получил тренерское образование, на этой земле благополучно живёт моя семья. Чего ещё желать? Остаётся лишь продолжать приносить большую помощь народу, который столь тепло ко мне отнёсся.
— На церемонии проводов олимпийцев Президент страны присвоил тебе звание «Заслуженный мастер спорта Республики Беларусь». Что это для тебя? Это верх признания?
— Бесспорно, событие весьма значимое! Мои кумиры, о которых я говорил, все заслуженные мастера спорта у себя в стране. Моя цель — повторить их успех.
Ринат РАМАЗАНОВ