Заслуженный тренер Республики Коми по греко-римской (классической) борьбе Ровшан Асадов более 20 лет прожил в заполярной Воркуте, где щедро делился своими знаниями и навыками с маленькими воркутинцами, "лепил" из них чемпионов города и республики и победителей российских и международных турниров, получая в благодарность только любовь и преданность своих воспитанников. С уважаемым в республике и России тренером мы встретились в Ухте, куда он переехал совсем недавно, чтобы продолжить свое доброе и нужное дело.
Заслуженный тренер Республики Коми по греко-римской (классической) борьбе Ровшан Асадов более 20 лет прожил в заполярной Воркуте, где щедро делился своими знаниями и навыками с маленькими воркутинцами, «лепил» из них чемпионов города и республики и победителей российских и международных турниров, получая в благодарность только любовь и преданность своих воспитанников. С уважаемым в республике и России тренером мы встретились в Ухте, куда он переехал совсем недавно, чтобы продолжить свое доброе и нужное дело.
– Ровшан, расскажите немного о себе, о своей семье. Откуда вы родом, как оказались в Республике Коми?
– Родился я в Лянкярани. Окончив 8 классов, поступил в училище и уже в это время активно занимался борьбой. Кроме меня борьбой занимались еще два старших брата, но я оказался самым титулованным – в 1981 году стал мастером спорта. Отслужив, вернулся в родной город и решил заниматься спортом дальше. Выиграл республиканское первенство. Когда участвовал в первенстве Союза, в полуфинале в Тирасполе получил травму плеча – так и стал тренером.
В 1987 году ехал в поезде вместе с пожилой парой, и они рассказали про Воркуту: мол, город хороший, спортсменов там уважают, заработки неплохие… Подумал – и переехал.
До этого года жил там, но недавно переехал в Ухту. Спасибо Николаю Денисовичу Цхадая, ректору Ухтинского государственного технического университета – помог получить квартиру и работу. Скоро должны отремонтировать большой красивый зал, начнем тренироваться и, я думаю, поднимем борьбу на еще более высокий уровень, чем в Воркуте.
– Перейти из выступающих борцов в тренеры было трудно?
– Я мечтал стать тренером еще с детства. И вот мечта сбылась.
Я, когда в Воркуту приехал, заочно поступил в Ленинградский педагогический институт имени Герцена. Пока учился, работал на стройке. В 1997 году устроился в спортшколу и начал тренировать ребят. У нас уже тогда команда набралась хорошая, показывали высокие результаты по Коми, несколько ребят сдали нормативы кандидатов и мастеров спорта. Но потом из спортшколы я ушел и устроился учителем физкультуры в обычную среднюю школу. Там создал свой борцовский клуб. Получил подвальное помещение, сделал в нем ремонт – и родители помогали, и сами ребята, и руководство. Так, все вместе, мы «поставили» полноценный спортивный зал с бассейном, парилкой, комнатой отдыха.
Наши ребята, обыкновенные школьники, дошли до первенства России. Начиная с 2000 года с ребятами объездили почти всю страну. Два раза выиграли международный турнир в Калининграде. Каждый год как минимум трое-четверо ребят из школы попадали в сборную Коми, чтобы выступить в зональном первенстве, победа в котором дает путевку на первенство страны. В 2008 году два человека из республики выиграли первенство северо-запада, а один наш, Алексей Козицын, попал на первенство России и дошел до финала.
Ни с одних республиканских и российских соревнований мы без медалей не возвращались. В течение только одного года мои ребята выиграли 67 медалей, из них 32 «золота».
– У тренера Асадова есть свои секреты?
– Конечно, есть! Записи соревнований до двух, до трех ночи изучаю. Иногда сам приемы придумываю. Например, когда боролись в Питере, на первенстве северо-запада, нам соперники сильные попались. Мой парень в финале проигрывал 2:3. Оставалось секунд 20, и я ему кричу: «Шамиль, давай по-нашему!» А суть в чем: на борцовском ковре есть красная полоса, если я вас выталкиваю за нее, мне дается балл. Вот тут я придумал особый прием: заманить противника поближе к красной полосе и бросить его за нее. Так вот Шамиль начал специально отступать все ближе к полосе, противник толкает – он отступает, толкает – отступает. И когда остался один шаг, Шамиль его через грудь бросил за полосу – три очка! За восемь секунд до конца победил.
А иногда приемами и хитростями не поможешь. В 2008 году ездили на международные соревнования в Калининград. Я своим сразу сказал: «Проигрывать запрещаю!» В то время они, прибалты, как раз убрали памятник нашему солдату, и меня это очень задело. Мои два деда воевали, один не вернулся с войны, и я ребятам так и сказал: «Они наших дедов не уважают». И ребята как начали бороться – из шести кубков пять забрали!
– То есть вы своих воспитанников не только приемам учите?
– Детская психология – штука сложная, ее надо изучать. Бывает, ведешь себя с детьми как ребенок, бывает – как мужик. К каждому нужно найти свой подход. Я, наверное, нашел, потому что многие мои ребята меня не забывают, звонят. Как ты к ним относишься, тем они тебе и ответят. Если стоишь за них горой, они в ответ полностью выкладываются. И никогда нельзя им врать, обманывать их – они это чувствуют и не забывают.
– От вас когда-нибудь уходили ученики?
– Так, чтобы разругаться в пух и прах – никогда. Только если уезжали жить в другой город или учиться. Я ребятам сказал: «Если хотите, чтобы я долго жил, каждый год приезжайте ко мне в гости, когда я в Азербайджан поеду жить». Я сейчас на родине начал строить дом и ребятам пообещал, что на одной комнате будет написано «Воркута».
У меня плакат есть с фотографиями моими и ребят, на нем написано: «Мои дети – мое богатство». Так оно и есть – другого богатства у меня нет. Главная награда – когда ученики, и нынешние, и бывшие, меня «батей» или «дядей Ромой» называют, когда они идут, борются и выигрывают. Меня часто спрашивают: почему вы так молодо выглядите? А как мне еще выглядеть?! Каждая победа моих детей дарит мне молодость.
– Как у вас складываются отношения с земляками-азербайджанцами?
– Пока здороваются двумя руками. Меня в Ухте и раньше знали, когда я из Воркуты приезжал. Кавказские люди уважают старших, уважают терпение, с каким я вожусь с первоклассниками. А вообще, для меня нет разницы, какой нации человек. Мы столько лет живем в России, что все уже россияне. У меня есть близкие друзья и среди русских, и среди азербайджанцев, и дагестанцы, и армяне. Мы – простые люди, и нам нечего делить. Нет такой нации, к которой я плохо отношусь. Кому-то, может, выгодно, чтобы мы враждовали между собой, но у меня тренировались русские, азербайджанские, армянские, дагестанские, чеченские дети – и будут тренироваться. Я их любил и буду любить. И никто меня не заставит думать и чувствовать по-другому. Это мои дети, и за них я горой.
– А национальные традиции в вашей семье соблюдают?
– Конечно. Дома между собой говорим по-азербайджански, все праздники мусульманские чтим. Сына назвали Мухаммед Али – в честь наших пророков. Он нам достался очень тяжело. И во сне мне сказали: назови сына в честь пророков Мухаммеда и Али. Сыну уже восемь лет, тоже борец, чемпион Воркуты в категории 25 килограммов.
– Кроме спорта у вас есть увлечения? Как вы отдыхаете?
– Я охотник и рыбак – это у меня от отца покойного. Привез с собой из Воркуты в Ухту три ружья, удочки. Там охота и рыбалка очень богатые – гуси, утки, за четыре дня мы с другом наловили 160 килограммов хариуса. А здесь тайга, все по-другому, но, надеюсь, ребята не оставят, покажут места. Еще грибы собирать люблю. В общем, отдыхать умею.