На чемпионате мира по борьбе, который пройдет 6-12 сентября в московском спорткомплексе "Олимпийский", российские борцы греко-римского стиля должны не только одержать командную победу, но и показать красивую, техничную борьбу. Такое мнение WRESTRUS.RU высказал олимпийский чемпион 1976 года, пятикратный чемпион мира в полутяжелом весе Николай Балбошин.
На чемпионате мира по борьбе, который пройдет 6-12 сентября в московском спорткомплексе «Олимпийский», российские борцы греко-римского стиля должны не только одержать командную победу, но и показать красивую, техничную борьбу. Такое мнение WRESTRUS.RU высказал олимпийский чемпион 1976 года, пятикратный чемпион мира в полутяжелом весе Николай Балбошин.
- Надеюсь, что наша молодежь не растеряла традиции, завоеванные нами 20-30 лет назад, - отметил Николай Балбошин. – В семи весовых категориях уж четыре золотые медали они должны завоевать, ну и два-три призера – это здорово будет. Все-таки, традиции в греко-римской борьбе у нас давние. Еще при царе побеждали Поддубный, Заикин, Шемякин. Но главное, чтобы ребята боролись технически. Например, если Анатолий Кавкаев делал прием через спину или скручивание, он мог сделать его любому. Я мог любому сделать бросок прогибом, в левую или правую сторону, мне это было безразлично. Резанцев, Хисамутдинов, Мустафин тоже такими же большими мастерами были. Сегодняшние борцы в отличие от нашего поколения, к сожалению, в этом компоненте уступают. Это не только их вина – правила поменялись, стал обязательным партер. Получается техника в стойке как бы и не нужна… А у нас всегда была техника в стойке, и этим был красив наш вид спорта. У кого нет техники в стойке, у того борьба не красивая и, как правило, она превращается лотерейный билет. Я вспоминаю один чемпионат России в Саранске… Так олимпийский чемпион Алексей Мишин две или три встречи выиграл только из-за того, что его удачно поставили в партер. У него ни одного приема не было. Как так можно?
- Что скажете о своем родном полутяжелом весе, где сейчас борется олимпийский чемпион Асланбек Хуштов? Как вам его техника?
- Асланбек хороший борец. Но, не в обиду ему будет сказано, у нас техника была посильнее. Надеюсь, Хуштов будет укрепляться. Он олимпийский чемпион, и это звание накладывает обязанность с каждым борцом чувствовать себя на голову сильнее. И доказывать это звание он должен именно красивой техничной борьбой. Я в него верю. В партере он здорово делает обратный пояс, а вот стойке я такого коронного приема не заметил. Какие-то приемы есть, но важно, чтобы бросок исполнялся стабильно и на высоком уровне. Все знали, что я бросаю прогибом, но я все равно бросал. Вот это прием высокого класса! Или, например, обратный пояс Александра Карелина, он им всех вытаскивал, какой бы спортсмен ни попадался. Если бы все в партере тащили, как Карелин – тогда к обязательному партеру вопросов не было бы. Со стороны-то кажется, что все борцы делают этот прием одинаково, но это не так. Все зависит от физических данных. У Карелина – мощные ноги и спина, он очень хорошо растянут. Казалось, вроде бы не вытащит соперника, а он раз – и поднял. Я его первый раз увидел 18-летним, на тренировке был перерыв, а он встал и начал по кругу зала на руках ходить. Садился и тянулся – лбом доставал колено элементарно. Для тяжеловеса это редкость. Хуштов тоже нашел этот прием, и он тоже тащит, но мне кажется, что ему нужно добавлять физически. Посмотрите на Мишина, какой он квадратный. Видно что много над физикой работает.
- Вам дважды приходилось бороться в родных стенах – на чемпионате мира в Минске и Олимпийских играх в Москве.
- Да, уж и оба раза я вынужден был заканчивать выступление из-за травм. Видимо, судьба у меня была такая. В Москве было особенно обидно. Не сбылась моя мечта выиграть домашнюю Олимпиаду. Получить серьезную травму тогда, когда ты сильнее всех, да еще на олимпийском турнире… Я провел всего две встречи. В первой без проблем положил в начале второго периода венгра Йозефа Фаркаша, во второй боролся с румыном Василе Андреем. Первую минуту мы играли в кошки-мышки. Я отдаю руку, румын ее тянет, я вырываю. Потом отдаю другую руку, собираюсь сделать захват. Василе снова хватает мою руку, пытается перевести меня в партере, я резко выставляю правую ногу назад – и раздается треск, рвется ахиллово сухожилие. На этом Олимпийские игры для меня закончились. Честно говоря, очень тяжело переживал эту трагедию. Но что я могу сказать определенно – дома бороться лучше, чем за границей. Весь зал будет болеть за россиян. Опять же, судьи уж точно будут работать честно. С другой стороны, если проиграют, не смогут отговариваться, что засудили или еще какие-то причины искать. Так что, уверен, ребята покажут все свои лучшие качества.