Азербайджанское дзюдо начинает подготовку к Парижу
Смена руководства в Федерации дзюдо Азербайджана стала главным событием в начале недели. Министр цифрового развития и транспорта Азербайджана Рашад Набиев возглавил одну из ведущих дисциплин отечественного спорта, с которой традиционно связаны большие ожидания. Хотя в последнее время сборная их не оправдывает.
Как передает azerisport.com, для того чтобы проанализировать итоги отчетно-выборной конференции, надо отметить деятельность предыдущего руководства. Ровнаг Абдуллаев принял федерацию за год до Олимпиады в Рио и, естественно, главным приоритетом в тот момент являлась подготовка к ней. Игры оказались успешными для команды, выигравшими две серебряные награды усилиями Рустама Оруджева (73 кг) и Эльмара Гасымова (100 кг).
В дальнейшем команда сохраняла хороший уровень, неизменно отличаясь на чемпионатах мира и Европы, а также турнирах «Большого шлема», но грянувшая затем пандемия спутала первоначальные планы. В итоге, коллектив оказался не готов к Олимпиаде, а лучшим результатом мужской команды стало пятое место Рустама Оруджева. Бронза Ирины Киндзерской (+78 кг) отчасти спасла ситуацию, но было очевидно, что предстоял серьезный «разбор полетов» по итогам вояжа в Токио. Как следствие, в отставку был отправлен весь тренерский штаб во главе с украинским специалистом Русланом Машуренко.
Впрочем, кривая результатов азербайджанского дзюдо на Олимпиадах не отличается стабильностью. После звездного часа в Пекине, когда Эльнур Мамедли выиграл золото, а Мовлуд Миралиев завоевал бронзу, последовала неудача в Лондоне, сменившаяся четыре года спустя выигрышем двух серебряных медалей в Рио. В Токио же мужскую команду постигло фиаско, хотя впервые в истории она была представлена во всех категориях на Играх. В этом смысле натурализация Киндзерской, примерившей бронзу в Японии, стала успешным ходом национальной федерации. Хотя это не тот случай, когда спортсменку можно назвать легионером, ведь супруг Ирины является азербайджанцем, а после Олимпиады она взяла фамилию мужа, став Алиевой.
Если говорить об успехах вне татами, то за последние шесть лет Азербайджан еще больше интегрировался в мировую семью дзюдо. В 2018-м Баку принимал мундиаль, здесь на постоянной основе проходит «Большой шлем», проводился и семинар Международной Федерации (IJF). ГНКАР является одним из главных партнеров IJF, а Р.Абдуллаев был избран в Исполком организации.
Перед новоизбранным руководством Федерации во главе с Рашадом Набиевым стоят непростые задачи. Основная – это, конечно же, подготовка к Олимпиаде в Париже. После того как пандемия выбила спорт из привычного четырехгодичного цикла, до Игр остается всего 2,5 года, если не брать в расчет последних месяцев до конца 2021-го. Нет сомнений, что команда выполнит план по завоеванию лицензий, другое дело – как она выступит на главном форуме. Тем более что последние Игры проводятся именно в тех странах, где здорово развито дзюдо – если Япония является ее колыбелью, то во Франции – это одна из самых популярных дисциплин. Поэтому чтобы добиться результата в Париже, необходимо быть готовым не на 100, а на 150 процентов.
К тому же за последние годы акценты в дзюдо сместились, а Олимпиада показала, что наша сборная не до конца уловила эти тенденции. Если раньше на вес золота была техника, то сейчас все большую роль играют физическая готовность спортсменов. Ведь несмотря на то, что общий хронометраж основного времени схваток уменьшился и составляет 4 минуты, в случае ничейного исхода дзюдоисты могут продолжать бороться еще столько же или даже больше пока не проведут прием или же пока соперник не получит третье предупреждение.
В азербайджанском дзюдо никогда не было дефицита в кадрах. Это касается как спортсменов, так и тренеров. Практически в каждом новом цикле появляются яркие имена, громко заявляющие о себе на международной арене. И у сборной есть все необходимое, чтобы вновь выйти на максимальные обороты. И с этой точки зрения предстоящий «Большой шлем», который пройдет 5-7 ноября в Баку, станет первым масштабным смотром сил.
Заки Фейзуллаев