Мы в социальных сетях:
twitter youtube facebook g+

Заполните все поля для регистрации

Имя:
Фамилия:
Email:
Пароль:
Повторите пароль:

Чемпион в черной маске

Воскресенье, 14 Октября 2018, 06:37
Чемпион в черной маске

Вся спортивная жизнь Александра Мазура была связана с Центральным спортивным клубом армии

В 1943 году на чемпионате СССР по классической борьбе (ныне греко-римская) выиграл бронзу в тяжелом весе. Через год – чемпион страны. Трижды отстоял это высокое звание. Он первым из советских борцов-классиков в 42 года стал чемпионом мира (1955). Почти полвека трудился в родном армейском клубе, подготовил плеяду чемпионов Олимпийских игр, мира, Европы, Советского Союза. ЗМС, заслуженный тренер СССР, автор пяти книг о любимом виде спорта. 

Александр Григорьевич был частым гостем редакции журнала Спортивного комитета дружественных армий, где довелось работать. Всегда приходил с гостинцами – чаем заграничных марок, конфетами, пряниками, баранками. Бывало, сам заваривал чаек и, когда рассаживались с кружками за отдельным столиком, вытаскивал из сумочки рукопись очередной книги, приговаривая: «Почитайте, хлопцы, вымарайте, покритикуйте». Приносил статьи для журнала, делился мыслями о прошедших и будущих турнирах, рассказывал об учениках, о себе… А поведать было о чем – наполненная встречами, событиями, долгая жизнь интересного человека, умелого и сильного спортсмена-борца, опытного тренера, мудрого воспитателя. 

Деревня Поповка слыла беднейшей в Винницкой области, а в ней – семья Мазуров. Прокормить, одеть, обуть шестерых детей было непросто, денег не хватало. Уже в 11 лет младшенький Сашка трудился в полную силу: погонял волов с плугом, которым отец распахивал «сотки», водил лошадей, таскавших сеялку, полол грядки в огороде. Ходил босиком, ползал на коленках, в кровь сбивая ноги. Но благодаря крестьянской закалке вырос крепким, здоровым, выносливым. Статью пошел в родителей – отца Григория Васильевича, мать Килину Степановну. И когда в 1934 году в соседнем городке Бар попал на представление цирковых атлетов, на рослого молодца сразу обратил внимание тренер Григорий Колотин. Попросил Сашу поработать с двухпудовыми гирями, после чего предложил отправиться с борцовским коллективом на гастроли по стране. Родные были против, но загоревшегося желанием выступать на цирковой арене парня отговорить было невозможно. И вскоре Сашка уже мчался на поезде в Херсон, куда держали путь борцы. Там в интересах коллектива ему придумали другую фамилию – Богатырев. Под этим псевдонимом он и выходил на манеж. 

Херсон, Каховка, Николаев, Запорожье – переезды, тренировки, выступления… Борцы нередко устраивали на арене бенефисы: помимо обычных схваток на ковре показывали силовые номера. Гнули железные полосы и прутья, разбивали ударом кулака кирпичи, рвали цепи, носили на плечах бочки с водой. Мазур поначалу специализировался лишь на жонглировании двухпудовыми гирями. Потом подготовил несколько оригинальных трюков: вязал «галстуки» и «браслеты», в несколько витков закручивая стальной прут и обматывая вокруг запястья длинную железную полосу. Гвоздем его программы было сгибание на плечах металлической балки 11 метров длиной и 16 сантиметров в сечении. Держали ее человек двадцать добровольцев из зала. Главными все же были схватки атлетов на борцовском ковре. 

В это время Мазур-Богатырев познакомился с легендарными  борцами Заикиным и Поддубным. Смекалистый Сашка подсмотрел и перенял у атлетов доселе неизвестные ему захваты, приемы, броски. Его мастерство росло. В январе 1935-го Александр Мазур стал сотрудником Главного управления цирков СССР и был направлен в Нижний Тагил. Продолжал успешно выступать в Туле, Свердловске, Ворошиловграде, Киеве, Ростове, других городах, где проводил схватки с сильнейшими цирковыми борцами. Однако его главной мечтой было помериться силами с лучшими тяжеловесами Советского Союза в настоящих спортивных поединках. 

В 1939 году Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта принял решение провести абсолютное первенство страны по борьбе в тяжелом весе. По персональному списку к этим соревнованиям были допущены сильнейшие цирковые борцы. Среди шести профессионалов оказался и Мазур. Однако травма от взорвавшейся в руках бутылки боржоми за пару часов до старта не позволила выйти на ковер. Дебюту в следующем чемпионате помешал грипп. А еще через год Мазур в составе саперного батальона уже строил оборонительные сооружения под Малоярославцем. Судьба была благосклонна к нему – домой вернулся без единой царапины.

«Повезло, из нашего батальона человек двенадцать уцелели, – вспоминал Александр. – В декабре 1942-го меня вызвали в Москву: в Колонном зале Дома союзов проводился спортивный праздник, на который с фронта командировали и борцов. После моего выступления за кулисами появился военный комендант Москвы генерал-лейтенант Синилов. Кузьма Романович, будущий глава Всесоюзной федерации классической борьбы, вручил письмо на имя командира части, которым рекомендовалось направить меня на учебу в Государственный институт физкультуры им. Ленина на краснознаменный военный факультет». 

В 1944-м Мазур завоевал первую из своих четырех золотых медалей первенств СССР: на стадионе «Динамо» одолел чемпиона страны 1940 года Константина Коберидзе. Трижды – в 1945, 1947 и 1949-м повторил этот успех, шесть раз был вторым и однажды – третьим. 

А в 1955 году дебютировал на чемпионате мира в немецком Карлсруэ. Финал этого турнира, наверное, останется самым пожилым в истории борьбы: 42-летнему Мазуру противостоял пятикратный чемпион мира 34-летний швед Бертиль Антонссон. Причем три своих титула скандинав завоевал в состязаниях по вольной борьбе и два в классике – подобные совмещения в те времена были нередки. Добыть шестое золото шведу не удалось – победил Александр Мазур. 

Годы все же брали свое. Вскоре после мирового чемпионата его назначили старшим тренером-начальником команды борцов ЦСКА. В его ведении находились не только коллективы мастеров, но и несколько юношеских групп. На этом поприще в полной мере проявились его лучшие профессиональные качества тренера, педагога, воспитателя. Мазур ориентировал армейских борцов на достижение самых высоких рубежей в спорте, мотивировал на поиск неизведанных путей к победам. Искал их и сам, часто шагая непроторенной дорогой. 

Работу с одним из своих самых одаренных учеников Анатолием Колесовым Мазур описывает в книге «Борьба вчера и сегодня»: «Передо мной был уже чемпион страны, человек опытный, с высшим физкультурным образованием. Надо было тщательно продумать, какой оптимальный режим занятий выбрать для него, чтобы совершенствовать мастерство, довести работоспособность борца до наивысшей точки... У меня был составлен план примерно такой тренировочной схватки: 20 секунд вести борьбу в быстром темпе, 40 секунд – в среднем, даже низком, вторая и третья минуты – то же самое. И так чередовать темп борьбы каждые три минуты. В следующую тренировку борьба в быстром темпе увеличивается на пять секунд. И так постепенно, добавляя пять – десять секунд, нужно довести схватку до предельно быстрого темпа. Я рассказал Колесову о своем плане. Он его одобрил, и мы стали претворять это в жизнь. По ходу тренировок чувствовали – шагаем в верном направлении». 

О правильности их пути свидетельствовало то, что сам Мазур, 130-килограммовый гигант, который, по словам олимпийского чемпиона Ивана Богдана, в 50 лет мог кого хочешь придавить, ибо сильный, чертяка, был и мудрый, не мог совладать с 80-килограммовым Колесовым. «В то время мне еще удавалось класть в партере на лопатки многих хороших борцов, даже тяжеловесов. Но Колесова я не мог одолеть, он будто из стальных пружин был свит. Мои стремления не увенчались успехом ни разу». 

Олимпийский чемпион, трехкратный победитель мировых первенств Анатолий Колесов – самый титулованный ученик Александра Григорьевича. Он также подготовил чемпиона мира и Европы Александра Юркевича, чемпиона и призера мировых первенств Валерия Анисимова, чемпиона Европы Владимира Новохатько, призеров чемпионата Европы Анатолия Кирова и Георгия Вершинина. 

Покинув цирк в 28 лет, Мазур иногда скучал по нему. Когда его пригласили выступить консультантом на съемках фильма «Борец и клоун», посвященного Ивану Поддубному и Льву Дурову, Александр с радостью согласился. «Я не только консультировал фильм «Борец и клоун», но и играл в нем, – вспоминал атлет. – Мне дали роль «Черной маски», победителя борцовского чемпионата в цирке Труцци... Борцы под мyзыку обходят арену и останавливаются перед судейским столом. Впереди иду я, одетый в синие турецкие шаровары и красную курточку. На лице y меня черная маска. Я – победитель чемпионата. Появляется шталмейстер...» В 1968 году Мазур еще раз появился на экране в роли старого борца Циклопа в фильме «Жди меня, Анна», снятом по сценарию Юрия Нагибина. 

«Я был счастлив снова шагнуть на арену, вспомнить золотое время, когда под куполом цирка раздавалось: «Маэстро, марш! Парад-алле!» и на манеж выходили борцы, – делился впечатлениями и мыслями Мазур. – Может, я идеалист, но не теряю надежды, что когда-нибудь в цирке возродят борьбу. Почему бы не пойти по примеру фигуристов? Завершив любительскую карьеру, они переходят в профессионалы и еще долго радуют зрителей своим мастерством. А борцы чем хуже? Из-за колоссальной конкуренции почти все в 30 лет, а то и раньше со спортом заканчивают. После этого вполне могли бы поработать в цирковом чемпионате. Силачей-то, под стать тем, что боролись во времена Поддубного, у нас и сейчас немало». 

До последних дней Александр Григорьевич уделял большое внимание пропаганде любимого вида спорта в родном для него клубе ЦСКА. На протяжении 20 лет был председателем Совета ветеранов клуба. Еще при его жизни в Москве начали проводить ежегодное открытое первенство СДЮШОР ЦСКА по греко-римской борьбе имени заслуженных мастеров спорта Александра Мазура и Владимира Росина. 

Александр Григорьевич прожил 92 года. Умер 16 декабря 2005 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. 

Очевидец Анатолий Колесов, заместитель председателя Комитета по физической культуре и спорту при Совете министров СССР (1969-1992), змс СССР: 

«Призвали меня в армию, перевели в Москву, в ЦСКА. Вошел в мою жизнь поразительный человек – Александр Григорьевич Мазур. Великан, силач, мудрый и лукавый. А сколько такта, какая заинтересованность в судьбе подопечного! Вот уж в самом деле: рождается человек под теплой звездой и всю жизнь других своей теплотой греет. Считаю, что мне крепко повезло в жизни – я был учеником Александра Григорьевича Мазура». 

Владимир Чебоксаров, серебряный призер Олимпийских игр-1976, чемпион мира-1977, Европы-1975, змс СССР, заслуженный тренер РСФСР: 

«Я очень хорошо помню Александра Григорьевича, он частенько захаживал к нам во время сборов, проводимых национальной командой на базе ЦСКА. А когда на пенсию вышел, то и в баньке с нами парился, истории всякие из своей спортивной жизни рассказывал. Помнится, зайду в парилку, он: «О, Гаккеншмидт пришел!». Был в России такой борец-прибалт. «Мы с ним, – говорит, – дружили, ты телосложением сильно на него похож». 

Борис Анушкевич