Мы в социальных сетях:
twitter youtube facebook g+

Заполните все поля для регистрации

Имя:
Фамилия:
Email:
Пароль:
Повторите пароль:

Владимир Кливоденко

Воскресенье, 10 Ноября 2013, 12:57
Владимир Кливоденко

Владимир Кливоденко — уникальный спортсмен не только для нашего региона, но, пожалуй, и для всей нашей огромной страны. Он — великий борец.

Заместитель начальника кафедры боевой и физической подготовки ВА МВД России с 2000 по 2009 год. Доцент кафедры гуманитарных и государственно-правовых дисциплин юридического факультета ВА МВД России с 2009 по 2012 год. Полковник милиции в отставке, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, мастер спорта международного класса по борьбе самбо и дзюдо, чемпион первого чемпионата мира 1973 года, чемпионата Европы 1974 г., чемпион мира среди полицейских 1991 г. Дважды чемпион СССР.

Награжден медалями «За безупречную службу» трех степеней, почётным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», нагрудным знаком «За верность долгу».

- Родился я в Омской области в селе и, закончив 8 классов, поступил в Омский сельскохозяйственный техникум. В техникуме у нас проводились спортивные вечера с демонстрацией различных видов спорта. На одном из них показывали борьбу самбо. Мне она очень понравилась. Было мне тогда 16 лет, и до этого я нигде не занимался.

Еще когда я учился в 8 классе, на соревнованиях по волейболу парень прыгнул мне на руку и повредил связки. Деревенские врачи посчитали, что это перелом, загипсовали и долго держали руку в одном положении. А позже другой врач, когда снял гипс, сказал что перелома нет, а просто разрыв связок. И после этого рука, да можно сказать и до сих пор не совсем выпрямилась. И вот когда мне понравилась борьба самбо, рука у меня тогда просто не разгибалась, до конца еще градусов 20 не хватало. Когда пришел к тренеру, он меня принял, но когда я сказал ему про руку, он сразу помрачнел, но сказал «ладно ходи, занимайся». 

Я был ростом 1. 86 и весил 86 кг, а на первых тренировках меня начали бросать малыши, которым по 60 кг. Меня это естественно задело, и я стал упорно заниматься. Прозанимавшись четыре месяца, меня тренер повез на первые соревнования, от ДСО «Урожай», было это в 1967 году. Опыта у меня было совсем мало, и само собой я все там проиграл, но, тем не менее, получил хороший опыт. И на тренировках стал бороть тех, кому я до этого проигрывал. 

Закончив техникум, а секция была при нем и мастеров там не было, тренер меня направил в спортивное общество «Динамо», там ребята мастера спорта и естественно все намного серьезней. Постепенно в своем весе я стал набирать обороты и в итоге выиграл первенство города. Потом я служил в армии в СКА города Новосибирска, стал вторым призером чемпионата России. Ввернувшись из армии, женился. Встал квартирный вопрос. В Омске квартиру дать не смогли, и мой тренер договорился с Липецком. По пути в Липецк мы заехали в Волгоград. Здесь мы встретили Виктора Ивановича Федяева. Он предложил нам остаться в Волгограде. Мой тренер Анатолий Алексеевич Хмелев и я остались в Волгограде. Было это в 1972 году. 

Здесь я поступил в высшую следственную школу, жил в общежитии «Динамо», продолжал тренировки. Далее я попал на чемпионат СССР, там в шестерку попал и на меня обратили внимание. Потом в прессе и везде пошли разговоры, что будут проводить первый чемпионат мира в городе Тегеран. Для того, чтобы отобрать кандидатов в сборную решили провести отборочный турнир. Он проходил в городе Баку, и там собралась шестерка призеров Советского Союза. 

Когда мы летели туда, тренер мне сказал, что все соперники будут биться за путевку на чемпионат мира, а ты шестое место занял, борись просто, покажи себя. Я показал, на что способен и выиграл этот турнир. Поскольку там выступали опытные мастера, моя победа не произвела на тренеров сборной союза особого впечатления, и решили сделать еще один отборочный турнир в городе Рыбинск. И я уже уверенный в себе снова выиграл у всех и даже получил приз за лучшую технику в тяжелом весе. Меня включили в сборную команду Советского Союза, мы прошли ряд подготовительных сборов и в сентябре 1973 года поехали в город Тегеран.

Это был мой первый выезд за рубеж, и когда мы приехали в Тегеран, я ощутил и воздух другой, и люди, и движение. Сейчас пробки есть у нас, а в то время они были там. Все было в новинку, в диковинку. 

Вообще тяжелый вес — самый престижный, если сборная проиграет во всех категориях, но выиграет тяжелый вес, то страна победила. Поскольку я был самый молодой в команде, некоторые делегаты нашей сборной высказали сомнения, как молодой парень сможет выиграть. Попытались поменять со мной Ивана Ярыгина, который как раз выиграл чемпионат мира по вольной борьбе. А с Иваном Ярыгиным мы вместе служили в СКА Новосибирск и знали друг друга прекрасно. И когда ему предложили, он сказал «нет, я не буду переходить своему товарищу дорогу». На него наседали, но он парень был жесткий и отказался. Грозили даже вывести из сборной, но он по-честному поступил.

В моем весе было заявлено около 16 стран и мне пришлось бороться с четырьмя борцами. Первым я боролся с иранцем, второй был испанец, потом монгол и в финале с болгарином. Последняя схватка была с болгариным, а это представитель социалистической страны, их делегация обратилась к нашей, чтобы я не выигрывал с явным преимуществом, чтобы болгарский борец тоже стал призером. Если я выигрываю с незначительным преимуществом или по очкам, то он станет третьим призером, а если нет, то иранец его опережал. Я к тренеру подошел, спросил, что такое непонятное творится. Он мне сказал: «Ты брось (явная победа была 12 очков), сделай очков 8, а потом посмотрим, что там будет». Я вышел, пару раз бросил, а потом походил, походил с ним и все этим закончилось. По очкам он остался доволен, и я стал чемпионом мира.

Помните свои ощущения от той первой медали?
— Как вспомню, когда играл наш гимн, а это очень серьезная музыка, то до сих пор мурашки по коже. Трогательно было, выходишь, тебя награждают, даже слеза наворачивалась. На следующий 1974 год сборная СССР выехала на чемпионат Европы в Испанию, я был уже в ней самый старый (улыбается). Годом ранее на чемпионате мира я еще был самый молодой, а теперь самый опытный.

Сейчас призеров встречают, и премии денежные дают. А как раньше вас страна встречала, чем поощряли?
— Меня встретили буднично. Затем водили по организациям. Встреча была с коллективом следственной школы, где мне подарили определенные призы, тогда очень ценились сервизы, как раз его мне и подарили. С силовыми структурами были встречи, с КГБ например, на заводы ездили, везде что-то дарили. В денежном выражении я за чемпионат мира получил 1000 рублей, это когда автомобиль «Жигули» стоил 5000 тыс. рублей. 

Ваш век в самбо как действующего спортсмена был недолог?
— В самбо как спортсмен я прозанимался с 1967 года по 1978 год, когда меня перевели на дзюдо. А вообще спортивный стаж у меня 25 лет.

С 1974 по 78 год вам удавалось еще выступать на международных соревнованиях?
— В 1976 году на Олимпийских играх. После олимпиады на нашего знаменитого тренера сборной Андреева в газете «Советский спорт» написал пасквиль чемпион мюнхенской Олимпиады Сергей Новиков. Написал, что тот проводит плохо сборы и т.д. В результате тренера Андреева убрали со сборной союза. Он приехал сюда в Волгоград и захотел, чтобы я выступил на соревнованиях чемпионата РСФСР ко дню милиции, чтобы я показал себя. Новикова впоследствии выгнали. Но он приехал сюда в неудачный момент, я заболел гриппом. Я был еще молодой, 25 лет всего, и он меня уговорил. В результате напряженная борьба была, и я получил травму, мениск. В итоге получилось так, что и московская Олимпиада 1980 года накрылась. В спешном порядке сделали операцию, через три месяца уже был на ковре, готовился, но сами понимаете, спешка к добру не привела, и на Олимпиаду я не попал. Меня перевели в дзюдо, я попал в сборную, был призером чемпионата СССР несколько раз, чемпионом кубка союза по дзюдо. Но вот на олимпиаду попасть не смог.

После того, как закончили спортивную карьеру, вы так и остались работать в следственной школе?
— В 1976 году, когда я закончил ВСШ, тогдашний руководитель школы, генерал Селуянов, видимо по рекомендации Федяева, оставил меня на кафедре боевой и физической подготовки преподавателем. И с тех пор я там работаю, сначала преподавателем, потом старшим преподавателем. Затем после смены руководства кафедры, я ушел на курс, работал с иностранцами четыре года на специальном факультете. После расформирования этого факультета в 1991 году опять вернулся на кафедру. Работал старшим преподавателем, потом заместителем кафедры боевой и физической подготовки.

Постоянно курировал спорт. К сожалению после 1991 года на самбо вообще перестали внимание обращать, и выступал везде только по дзюдо. Последний раз я выступал как раз в том году, поехал в Испанию на всемирную спартакиаду сотрудников органов внутренних дел. И я там выиграл. Можно сказать, что я чемпион мира и по дзюдо среди полицейских. Еще раз я выступал в 1992 году, тоже в Испании. Поехали тогда на турнир, посвященный какому-то испанскому деятелю. Мне уже было 42 года, реакция и все остальное было уже не та. Особенно мне запомнился финал, где я боролся с серьезным противником, ему было 22. Естественно он был очень быстрый, и пока я его поймал на ковре, пришлось очень потрудится, но я выиграл. Выиграл этот турнир и тогда сам себе сказал «хватит». И больше уже на соревнованиях не выступал.

На кафедре я дослужился до полковника милиции, мастер спорта международного класса, заслуженный работник физической культуры, курировал сборную команду по дзюдо (ВСШ). Она неоднократно становилась чемпионом учебных заведений России среди органов внутренних дел. Затем, даже смешно вспомнить, я сам попросился взять команду по легкой атлетике. Дзюдоисты были на высоком уровне, а команда легкоатлетов всегда последняя. Я ее взял, было очень много смеху в области, как это борец тренирует легкоатлетов. Хотя я прекрасно понимал, что тренировать как специалист я их не смогу, но теория физического воспитания она у всех одинаковая. Команду я взял, когда она была на последнем месте, на следующий год мы уже стали третьими, а еще через год стали чемпионами среди образовательных учреждений МВД России. Три года подряд были чемпионами, потом вторыми. И потом всегда тройку делили между самыми сильными, это наша академия, уфимский институт и Москва. Но мы даже третьими не были, либо первыми, либо вторыми.

У каждого спортсмена есть свой коронный прием. Был ли у вас таковой?
— У меня было их много, арсенал был богатый. По самбо мне особенно удавалась задняя подножка, это был постоянный мой прием, через который я всех бросал. Бросок через голову с подсадом голени, партер был очень хороший. Кроме этих приемов, еще бросок через спину с колена был моим дежурным приемом и очень мне помогал. 

А в жизни вам борцовские навыки приходилось применять?
— Естественно, я же живой человек. Когда я работал заместителем начальника курса по политической части в ВСШ с иностранцами, рабочий день у нас заканчивался в 10-11 часов ночи. Самое интересное, что у нас народ такой, если увидит человека в милицейской форме, то считает своим долгом, особенно если он «под шафе», подойти и выяснить отношения. Приходилось встречаться с таким людьми, в итоге доставлять их в районный отдел милиции. Были, конечно, случаи, и разные причем. И в 1991 году, когда бандиты выскакивали по несколько человек и пытались права качать. Но навыки они остаются навыками…

По поводу включения борьбы самбо в Олимпийскую программу. Как, по вашему мнению, стоит это делать или нет?
— Самбо это наш национальный вид спорта. Естественно мы должны биться за то, чтобы самбо вошел в олимпийскую программу. Все зависит от финансирования. Если включат в олимпийскую программу, то и финансировать начнут, и школы откроют повышения мастерства, и состав подберут, чтобы люди занимались самбо. Я считаю, что будущее за самбо. Ведь в свое время у нас не было дзюдо, а было именно самбо, и самбисты ездили по дзюдо и выигрывали, становились чемпионами Европы, мира и т.д. 

Чего не хватает сегодняшним волгоградским самбистам, чтобы попасть в призеры чемпионата мира или Европы?
— Во-первых волгоградским самбистам сегодня не хватает внимания, потому что сам по себе спортсмен не появится никогда. Должен быть тренер, который наберет людей и воспитает спортсмена с тем, чтобы потом он выступил сначала на чемпионате России, затем Европы и мира и т.д. Поэтому должно быть внимание к этому виду спорта. А у нас в Волгограде этого нет. Федерация есть, председатель есть, но только на энтузиазме отдельных людей и лично председателя все это более-менее держится, только поэтому пока еще не забыли борьбу самбо в Волгограде. Я хочу пожелать молодым спортсменам трудолюбия, прежде всего, чтобы они слушались тренера и выполняли все их требования. И тогда результат придет обязательно.

источник