Олимпийская медалистка Алла Черкасова: Живу в своем доме, у меня куры, огород...
Весьма неожиданно именно представители борьбы на Олимпийских играх в Токио принесли Украине больше всего медалей. Две медали завоевали борцы греко-римского стиля Жан Беленюк (золото) и Парвиз Насибов (серебро) и две - спортсменки вольного стиля Ирина Коляденко и Алла Черкасова.
Обе девушки взяли бронзовые медали. Только если у 22-летней уроженки Ирпеня Коляденко еще вся карьера впереди, то для 32-летней чемпионки мира Черкасовой эта Олимпиада была финальным аккордом. И вернуться без медали из Токио воспитанница львовской школы борьбы не могла. Пообещала 8-летнему сыну медаль.
- Алла, от первого вашего громкого успеха, бронзовой медали ЧМ-2010, до бронзы Токио прошло 11 лет. Какая медаль приятнее?
- Конечно, Олимпийских игр! Я к ней шла всю спортивную жизнь - 18 лет общего труда! Если бы не было этой медали, наверное, осталась бы нереализованной спортсменкой. Теперь себя чувствую реализованной не только как спортсменка, но и как человек.
- Карьеру завершаете или есть еще силы на покорение новых вершин?
- Новые горизонты я еще увижу, но вряд ли они будут связаны со спортом. Карьеру официально не завершила. Взяла паузу на размышление. Сейчас отдыхаю, но форму буду поддерживать всю жизнь, нельзя себя запускать.
- Вернемся к Токио. Были опасения, что в поединке за бронзу судьи могут помочь японке Саре Досе?
- Нет. Об этом даже не задумывалась перед схваткой. Понятно, что судьи простые люди, у них могут возникнуть симпатии к определенной спортсменке. Однако борьба - не художественная гимнастика. Если ты выполнил четкое действие, тебе не могут не засчитать баллы. Если ты положишь соперника на туше или проведешь результативное действие, судьи не могут ее не оценить. Тем более у нас трое судей.
- В полуфинале вы уступили будущей чемпионке Токио американке Тамаре Менсе-Сток 4:10. Она заслужила золото?
- Если она стояла на высшем пьедестале в тот день и в ту минуту, значит, она оказалась сильнейшей. Единоборства - из тех видов спорта, что дай провести схватку через пять минут, результат может быть совершенно другим. Ты можешь 10 раз победить оппонента, но на Олимпиаде проиграть ему. Или наоборот. Всего шесть минут, от которых зависит твоя жизнь… В те шесть минут Тамара была лучшей, она заслуженно получила свое золото. В последние годы она набрала отличную форму. Она также действующая чемпионка мира.
Раньше ее побеждали?
- Я впервые с ней боролась. Только на учебно-тренировочных сборах спарринговала с ней, но тогда она не находилась в оптимальной форме, как сейчас.
- С чем связываете тот факт, что в Токио украинские борцы завоевали четыре медали?
- О греко-римской борьбе говорить не могу, некомпетентная в этом вопросе. В Ассоциации вольной борьбы поменялось руководство. Пришли молодые люди, которые всем сердцем любят борьбу и вкладывают душу в нее, стимулируют нас денежными премиями, чего раньше не было. Когда твой труд оценивают, появляется мотивация, легко работается. В трудные дни тебя не осуждают, а поддерживают. Это очень важно.
Жизнь циклична. После падения всегда идет подъем, черная полоса сменяется белой. Не может всегда быть плохо.
- Как и не может всегда быть хорошо...
- Ничто не вечно, вы же знаете (улыбается).
- На Олимпиаде в Рио-2016 вы проиграли в первом поединке. Из-за того, что выступали не в своей весовой категории (до 75 кг)?
- Основная причина в том, что я была слабее своей соперницы в тот момент. Но, конечно, этот факт тоже повлиял на результат. Я совершила много тактических и технических ошибок. К Токио их выправила и к этим Играм подошла уже в лучшей форме.
- Насколько сложно борцам гонять вес? Легче сбросить или набрать?
- Раньше была уверена, что сложнее сбрасывать. Это негативно влияет на человеческий организм. Но после того, как пришлось набирать вес, и это у меня не совсем вышло, я поменяла решение - сбрасывать вес легче.
- Какие воспоминания от самих столиц Игр - Рио и Токио?
- Это совершенно разные города. Это то же самое, что сравнивать белое с черным. Рио-де-Жанейро - город с низким уровнем жизни, ужасной санитарией, небезопасной средой, криминалом. В центре города течет река, куда сливают все стоки. В Токио же высочайший уровень жизни. Все люди организованные, везде порядок, сортируют мусор. При входе в помещение снимают обувь.
Токио - как дом, за которым следят, и там всегда уют и порядок. Токио и Япония - это образец того, как должны быть оборудованы спортивные залы и манежи и в целом жизнь современного человека. Я не встретила ни одного японца, который выбросил бы мусор посреди улицы.
- Где бронзовую медаль храните?
- Дома в шухляде (выдвижной ящик мебели), лежит на самом видном месте. Ко мне все еще приходят много друзей, и все хотят подержать медаль в руках, сфотографироваться. Поэтому медаль еще не нашла своего постоянного места. Временно хранится в шухляде.
- Сын уже наигрался?
- Да. Уже все. Игорь тренируется и мечтает о собственной медали.
- Сколько ему?
- Восемь.
- Пойдет по стезе родителей?
- Я надеюсь, но жизнь покажет.
- Знаю, что вы мечтаете о девочке. Процесс пошел?
- Пока нет (смеется).
- Муж Алексей Мельник по совместительству и ваш тренер. Это легко или, наоборот, сложно?
- Это сложно. Считаю, должен быть раздел между личной жизнью и работой. Но есть как есть. Получается, мы вместе 24/7. Работа кипит не только в зале, но и дома. Мы говорим, обсуждаем, прокручиваем все моменты, связанные с борьбой. Конечно, это непросто, и случаются конфликты, которые необходимо решать.
- Как вы вообще познакомились?
- Нас свела борьба. Мы были знакомы еще до отношений. Как-то пообщались и поняли, что этого мало. И решили все время быть вместе, да вот так уже двенадцать лет. Не можем долго друг без друга (смеется).
- То есть это не была любовь с первого взгляда?
- Я знала его, но лично мы не общались. Но когда пообщались с глазу на глазу, искра быстро зажглась.
- Кто сделал первый шаг навстречу?
- Лёша.
- Что самое сложное в вольной борьбе?
- У каждого свои трудности. Кому-то - физическая подготовка, работа в тренажерном зале, второму - растяжка, третьему - спарринги, четвертому - сами соревнования. Мне же сложно придерживаться строгого режима на протяжении многих лет. Я очень импульсивный человек, мне трудно привыкать к стабильности и систематичности, делать одни и те же повторения изо дня в день. Сложно находиться все время вне дома, все эти разъезды утомляют.
- Как вы пришли в борьбу? И долго боролись со стереотипом, что борьба не для женщин?
- Двоюродная сестра занималась вольной борьбой, и я, как все дети, тоже решила попробовать - а что же там такого интересного? Сестра долгое время мне отказывала, потому что я посещала много секций, но нигде не задерживалась. Она думала, что то же самое будет с борьбой - похожу немного и брошу, а она будет краснеть за меня. Но я задержалась уже на 18 лет. С 14 лет занимаюсь борьбой.
- Когда-нибудь применяли физическую силу в жизни?
- Никогда.
- Как изменилась жизнь после Олимпиады?
- Сразу после медали было много интервью, съемок. Сейчас все успокоилось, внимание стихло.
Теперь я полностью удовлетворена жизнью, довольна тем, что отдала столько лет борьбе. Если раньше были сомнения, правильный ли я путь выбрала, то сейчас все окупилось сторицей. Могу теперь свободно пропагандировать людям спорт. Это то, ради чего стоит жить. Такие эмоции ни с чем не сравнимы. И главное, теперь я чувствую себя уверенным по жизни человеком.
- Квартиру, которую обещал мэр Львова Андрей Садовой, получили?
- Пока нет. Ждем. Надеюсь, он выполнит свое обещание. Я родилась во Львове и до последнего представляла свой родной город.
- Сейчас где живете?
- В Боярке, под Киевом.
- Как так закрутилось, что сестра вашего мужа - олимпийская чемпионка Ирина Мерлени?
- Муж тренировал сестру. Лёша был с ней на учебно-тренировочных сборах. И я там была. Он готовил ее сначала к Олимпиаде-2004 в Афинах, затем к Играм в Пекине-2008. Я знала Лёшу, но мы особо не общались. Общаться стали только после Пекина. Ира уже готовилась к Лондону-2012, и мы с ней вместе тренировались. Можно сказать, он нас тренировал двоих, хотя мы были в разных категориях. У Иры был уже конец карьеры, а у меня разгар. Вскоре Ира завершила карьеру и стала уделять внимание детям, а я продолжила путь к своей медали.
- Сейчас близко общаетесь?
- Она живет в Хмельницком. Когда приезжаем к родителям, конечно, общаемся за чашкой чая.
- Мерлени - медийная личность. Вы - полная ей противоположность, ведете скромную жизнь. После Олимпиады не было желания попробовать себя в разных шоу?
- Каждый человек получает удовольствие от чего-то своего. Ира всю жизнь мечтала петь, танцевать, быть на сцене. Она даже Олимпиаду ради этого выиграла, мол, это поможет ей исполнить мечту, и она станет известной.
Для меня олимпийская медаль - это в первую очередь реализация себя после долгих лет кропотливого труда. И не только моего, но и мужа, сына, мамы, тренеров, людей, которые меня окружают.
Я не медийный человек. Не люблю внимания. Предпочитаю тихую гавань. Живу в частном доме. У меня куры, огород. Я обожаю, когда в доме собираются семья и друзья. Жарим шашлык, пьем чай, кушаем торт, общаемся в небольшом кругу людей до двадцати человек.
- Совсем такой небольшой круг людей…
- Самые близкие… (смеется). Перед тысячами или миллионами мне неловко. Чувствую себя скованно в компании чужих людей.
- Что дальше?
- Вы не поверите, но сама еще не знаю. Мыслей и планов много, но еще не определилась. Пока занимаюсь сыном - вожу его в школу, на английский, делаем уроки. Помогаю мужу тренировать деток в секции вольной борьбы. Навожу порядки дома. Все никак не могу привести в порядок по-японски.
Алла Черкасова - украинская спортсменка, борец вольного стиля, бронзовый призер ОИ-2020, чемпион мира 2018 года, чемпионка Европы 2019 года, многократный призер чемпионатов мира и Европы. Родилась во Львове 5 мая 1989 года. Замужем. Воспитывает 8-летнего сына Игоря.
источник kp.ua