Василиса Марзалюк, проиграв на Олимпиаде в схватке за третье место, уже на ближайшем чемпионате мира взяла бронзу. В интервью корреспонденту Goals.by белорусская спортсменка рассказала, что происходит, когда «гуглишь» женскую борьбу, поделилась секретом, почему плачет на тренировках, и назвала женщин в борьбе сексуальными тигрицами.
— Перед отъездом на встречу прочитал интервью, в котором вы говорили, что на ковре и в жизни одинаковая.
— Не отказываюсь от своих слов, но, мне кажется, это не мне судить все-таки.
— Я просто испугался…
— Ой, вы что? Все наоборот. Я слишком мягкая на ковре и в жизни. Мне тренер часто говорит: «Будь жестче!» Я стараюсь, но и переживаю по этому поводу. Ведь нельзя быть где-то одной, где-то — другой. Профессиональная деятельность оставляет отпечаток.
— Знаю, много футболистов, которые на поле в подкаты стелятся, а дома мягкие и пушистые.
— Бандиты тоже своих жен любят. Семья — это семья. Есть же другие люди, на которых огрызаешься. Да и внутри самого спортсмена что-то меняется.
— Что?
— Бывает, чрезмерная импульсивность появляется, взрывной характер становится. Иногда проскальзывает это в общении. Надеюсь, вы сегодня этого не заметите.
— Вы легко можете себя назвать большой. Как так?
— Вот в чем дело. Я сейчас часто тренируюсь со сборной Украины. И там я самая высокая. Есть еще одна такая же девочка Катя, в моем весе борется. Она каждый день говорит: «Вот мы такие большие. Как нам быть?». Все из-за того, что ей каждый день на тренировках говорят это партнеры по команде. Хотя я не загоняюсь. И легко могу себя назвать большой. Кстати, как-то привела Катю к нам в сборную, никто и слова не сказал о ее внешности.
— Украинцы тролли, получается?
— Просто вот у них такое отношение. Они не тролли.
— Тогда откуда у них такое отношение?
— Они просто неловко чувствуют себя рядом со мной :). Еще был как-то случай на заявке. Стоит со мной девочка из Украины, на голову ниже, и говорит: «Рядом с тобой ощущаю себя тендітной лялечкой!». Что означает, хрупкой куколкой. Потом еще ходила и всем партнерам по команде это рассказывала.
— У вас не возникают комплексы?
— Конечно же, нет. Это нормально. Пусть завидуют. Я вешу 74 килограмма. Считаю, что для девушки это немало, но я же самая высокая в своем весе. Когда стою на пьедестале на третьем месте, нахожусь наравне с первым.
***
— Как вы настраиваетесь на схватку?
— Все начинается с вечера. У нас ведь как считается. Взвесился — полдела сделал. Мы же много веса гоняем. А после этой процедуры уже можно расслабиться — поесть, сходить к доктору выпить «Мезим», еще раз поесть, лечь спать. Как правило, соревнование во второй половине дня, но уже с утра просыпаешься и начинаешь как-то себя мотивировать. Лично я — человек настроения. Когда в хорошем расположении духа, хочется всех быстро побороть, буквально снести с ковра. А когда не в настроении, то и хорошая физическая подготовка не поможет.
— Что вы делаете, если не попадаете в свой вес?
— У меня выбора нет! :) Я в самом тяжелом весе — до 72 кг. Или попадаешь в свой вес, или едешь домой. Для меня два килограмма согнать не проблема. Это если 80 весишь, тогда уже трудно.
— Почему нет, допустим, категории 80 кг или 72+?
— У нас же облегающее трико есть. С таким весом уже не эстетично :). Наверное, поэтому нет плюсов и тяжелых весов. Во всяком случае, я надеюсь, что именно по этой причине. Вот вы представьте женщину 100 кг в трико. По-моему, сомнительное удовольствие.
— На вас трико выглядит сексуально?
— Признаться, не задумывалась об этом. Не стану же я в зеркало себя рассматривать в трико, сексуально или нет. Думаю, нормально. Хотя мне нравится смотреть на красивое женское тело. Даже если не мое :).
— А когда шли в борьбу, вас не волновало, что будете выходить перед публикой в трико?
— У меня только год назад возник один вопрос. Кто вообще мог придумать такой вид спорта, как женская борьба? Только это меня волнует :).
— Вы сами как-то сказали, что какой-то извращенец.
— Так и есть. Вот гуглишь «женская борьба». И там не выскакивает вольная борьба, а только женщины в грязи и так далее.
— Зачем вы гуглите «женская борьба»?
— Просто некоторые спрашивают, как найти что-нибудь почитать обо мне как о спортсменке. Вот я и говорю «женская борьба». Только, оказывается, надо добавить «Василиса Марзалюк», а то реально чушь выскакивает.
***
— Вы совсем не похожи на борчиху.
— Да? Ну, хорошо. Просто иногда мы все-таки тягаем железо. Вот есть в моем весе испанка, ей 35 лет, Майдер Унда. Я не люблю никого осуждать, но мне говорят, что это испанка — настоящий мужик! А я вот физически не дотягиваю. У меня есть свои плюсы, за счет которых выползаю.
— Какие?
— Ну, неудобная, техничная. Не люблю о себе комплименты, но мне так говорят. Я как будто какая-то расслабленная. Тяжело так чувствовать соперника. Все же напряжены до предела.
— Слушайте, где ваши шикарные волосы?
— Меня часто спрашивали о том, не мешают ли они мне в борьбе. Я всегда отвечала, что нет. И даже тренер как-то осуждал за то, что я не сказала, будто могу постричь волосы ради борьбы. А вот теперь обрезала волосы просто потому, что мне так захотелось. Вот и все.
– Существуют забавные истории с вашими волосами?
– Как-то проходила медицинское обследование. И мне врач говорит: «Ой, я вас видела на Олимпиаде! А где ваша прическа? Просто у вас такие классные волосы были». Я ей говорю типа, может, ближе к делу. А она продолжает: «Помню, как вы на одной ноге стояли и не падали!» Потом уже начали лечиться.
— Так вы популярны!
— Абсолютно себя не считаю таковой. Вот Герасименя — звезда, Азаренко весь мир знает. А я кто? Букашка.
— А хотелось бы стать звездой?
— Нет-нет, я очень скромная. Боюсь этого внимания. Но пока его еще и нет.
***
— Ваше олимпийское выступление запомнилось интервью после схватки за третье место, когда вы заплакали прямо на камеру.
— Для меня это все прошло, как один сон. Я работала с психотерапевтом. Боялась, что буду проявлять слишком много эмоций при выходе на ковер. Судя по всему, переусердствовала. Так вот, эти эмоции, которые возникли после ковра, нужно было показать во время поединка. Плюс я расстроилась из-за того, что не показала то, что умею. Ведь полное осознание от проигрыша пришло на следующий день. Ну и вообще, я плакса. Иногда тренер как отругает, а я как разревусь. Я все терплю и терплю.
— О чем думаете, когда вам говорят об Олимпиаде?
— Помню, возвращаюсь в автобусе в олимпийскую деревню после выступления и говорю подруге по команде Ванессе Колодинской: «Блин, ощущение, что завершилась целая эпоха!» И на душе так грустно. Кажется, Лондон всегда будет мне напоминать об Олимпиаде. Не смогу приехать в этот город отвлеченно.
— Вас не угнетает то, что Олимпиада раз в четыре года, и то, что от одного старта зависит вся ваша спортивная карьера?
— Ну мы же профессионалы. Готовимся. Тренируемся каждый день. Выводим себя на пик формы.
***
– Вы сказали, что все терпите и терпите. Что именно имели в виду?
— Начнем с того, что я была дисквалифицирована с 2007 по 2009 год из-за допинга. Там долгая история, не хочу вспоминать. В общем, тренер время говорил: «Да она такая! Она бросит борьбу. Точно забеременеет и все бросит». И до Олимпиады то же самое. «Она не поедет». Но я же два года пережила и не бросила. Отобралась на Игры и брошу? А он все «бросит и бросит». Странное мышление. Если мне что-то не нравится, я в лицо могу сказать. Вот недавно и поругалась со своим тренером — Гордейчиком Виктором Николаевичем. Правда, сама я думала, что если выступлю на Олимпиаде неудачно, то закончу спортивную карьеру.
— Я смотрел ваше выступление — вроде бы удачно.
— Вы смотрели мои схватки? Делать вам, что ли, больше нечего?
— Любопытно. Так что вам мешало находить взаимопонимание с тренером?
— Возможно, еще и то, что он раньше с мужчинами работал. А я много спорила, мне казалось, что мы идем черепашьим темпом. Иногда, наверное, была права. Вот из-за этого переживала и плакала.
— Он вам не говорил комплименты?
— Нет. У мужчин же как. Скажешь ему: «Да ты мешок!» И пацан на этом фоне заводится. А если мне сказать, что я мешок? У меня сразу настроение под ноль. А так хочется услышать: «Все правильно делаешь, ты такая молодец!» А чаще бывало, что он говорил это моему спарринг-партнеру. По сути, сопернице. А я злюсь, хочу всех убить.
***
— Как пришли в борьбу?
— Банальный вопрос.
— Согласен. Просто интересно, чем вы руководствовались, выбирая этот вид спорта?
— Да ничем. Занималась всем, чем угодно. А тут пришел тренер в восьмом классе и говорит: «Приходите на борьбу. Мальчики за косички не будут дергать!» И как раз на перемене мальчики как начали за нами бегать с этой целью. Ну, мы с девчонками решили записаться. Мне понравилось. Было весело. Коллектив классный. А тут еще стало получаться, начала побеждать. Хотелось довести до конца это дело. Хотя отличницей была…
— Так чего в науку не подались?
— Пошла в училище олимпийского резерва — и понеслась. Я и рада, что так получилось. Какое-нибудь образование в Беларуси несложно получить.
— Что вы думали о борьбе, прежде чем пойти ей заниматься?
— Ничего. Все вокруг говорили, мол, ой, это же синяки, выбитые зубы. И только теперь размышляю, почему я тогда об этом не задумывалась. Просто не так все это. Вообще, нужно чувствовать разницу между борьбой и боем. Одна моя подруга из-за такого стереотипа бросила борьбу. Ей постоянно говорили, что она красивая, хороша собой. Вот она и боялась испортиться. И сейчас она в Норвегии. В общем, судьба хорошо сложилась :). В борьбе у нас очень много хороших девушек. И достаточно секс-символов :).
— Как вы. Может, в модели пойдете после завершения карьеры?
— Ну, иногда мне говорят: «О, моделька пошла!» И в школе я еще ходила на уроки моделей. Было весело. Пока серьезно об этом не думала. А еще на спортивные латиноамериканские танцы ходила. Мне кажется, такие танцы — это очень сексуально и страстно.
Ой, чем я только не занималась! Даже на фехтовании была. Правда, одна была в своем возрасте. Дали рапиру, сказали тыкать. Ну я походила, но как-то скучно. Вообще, где я только не была!
— Самый экзотичный вид спорта, на который вы попадали?
— Для меня было очень экзотично, когда папа решил отвести на синхронное плавание. А я же небольшой кабанчик была в детстве. А тут меня папа ведет на такой вид спорта. Тренер посмотрела и сказала: «Забирайте ее обратно» :).
***
— Объясните ситуацию насчет исключения борьбы из Олимпийской программы.
— А вы напишете материал за ее сохранение?! Я просто все душой болею за это! Не представляю, как может быть Олимпиада без борьбы! В общем, в Рио-де-Жанейро я точно поеду. А дальше уже будет решаться этот вопрос. Просто есть несколько пунктов, по которым спорт могут исключить из олимпийской программы. Один из них — непопулярность. Второе — сложные правила. Это все очень необоснованно. Возможно, имеет место чья-то прихоть. Но я верю в лучшее.
— Вы считаете борьбу красивым видом спорта?
— Ну да. Женщины — как сексуальные тигрицы. И пластика, и скорость, и все это в совокупности. Мне очень нравится. Тем более у женщин больше эстетичных приемов. Хотя я до сих пор не понимаю, кто придумал женскую борьбу! :)
— Как вы воспринимаете выражение «положить мужчину на лопатки»?
— Ой, часто так мужчины шутят. «А ты хочешь со мной побороться?» или «Я бы тебя положил на лопатки». Ну, говорят и говорят. Я отшучиваюсь. Но мне не нравится это. Считаю такое выражение похабничеством. Или вот диалог в баре: «Я занимаюсь борьбой!» – «Борьбой в постели?». Очень, блин, оригинально!