Даже спустя неделю после завершения Игр в Сочи, во всех спортивных новостях присутствует олимпийский дух. Понятно, что смешанные единоборства пока крайне далеки от Олимпиады, но автор спортивной редакции «БИЗНЕС Online» рассуждатет о том, сможет ли этот вид спорта в будущем поменять свой статус. Соревнования реально смогут добавить медалей нашей сборной на летних Олимпиадах.
БЕДНЫЙ РОДСТВЕННИК
Вообще, наши рассуждения не беспочвенны, ибо когда Олимпийские игры до нашей эры только начались, смешанные единоборства в них присутствовали. И носили они имя панкратион. В этом спорте били руками, ногами и боролись. Потом он канул в небытие, и когда возрождали Олимпиады, о нём предпочли забыть. Посчитали, что в благородном семействе этого бедного родственника лучше оставить в стороне. Но родственник оказался живучим и не помер. Панкратион всё равно стал развиваться, причем в наших краях он по сути стал первыми шагом в организации соревнований по типу ММА (Mixed Martial Arts – смешанные боевые искусства). Правда, панкратион не смог достигнуть того уровня и популярности, как ММА, ибо упор в нём сделан на спортивную составляющую, а не на зрелищность и бизнес. Деятели панкратиона уже много лет пытаются добиться того, чтобы его включили в Олимпийские игры, но МОК не приклонен.
ОЛИМПИАДА И ММА
Уже сейчас смешанные единоборства имеют связь с олимпийскими видами спорта. Заключается она в борьбе и дзюдо. Некоторые борцы, засветившись на Олимпийских играх, потом переходят в ММА. Сейчас самые известные примеры таких переходов – Даниэль Кормье и Ронда Роузи. Поэтому, когда в том году появилась новость о том, что МОК хочет выкинуть борьбу с Олимпиады, ММА-общественность сильно забурлила и было высказано очень много притензий в сторону спортивных функционеров. Многие бойцы стали поддерживать борьбу и просили присоединиться к этой компании своих многочисленных фанатов.
Президент американской организации UFC (Ultimate Fighting Championship – абсолютный бойцовский чемпионат) Дана Уайт в свойственной ему манере сказал, что, мол, если борьба не зрелищна и не нравится зрителям, то её надо убрать. Конечно, это ни о чем не говорит, но есть подозрения, что крупные ММА-функционеры в будущем не исключают варианты полной легализации своего детища. Правда, пока тут пальму первенства держат деятели с постсоветского пространства, которые зарегистрировали уже парочку международных федераций, в которых не участвуют американцы. То есть наши люди сразу же просекли фишку того, что можно подобраться к государственным бюджетам. Справедливости ради стоит сказать, что эти федерации проводят любительские турниры, которые позволяют молодым спортсменам набираться опыта, да и делают всё, чтобы спорт стал официальным. Но до полной легализации нужно пройти некоторые этапы, а точнее скользкие моменты. Российские реалии также таковы, что крупные чиновники не брезгуют присутствием на турнирах, в США же такого не наблюдается.
БИЗНЕС. НИЧЕГО ЛИЧНОГО
Смешанные единоборства это бизнес, на территории США – очень выгодный бизнес, поставленный на рельсы и выходящий далеко за пределы Северной Америки. И тут встаёт вопрос о том, смогут ли большие боссы сделать его прозрачным. В данный момент UFC, пользуясь статусом непубличной компании имеет право не рассказывать о своей финансовой политике и поэтому не всем понятно, как они распоряжаются своими деньгами. Какие у них точные доходы, как выплачиваются гонорары. Дельцы от профессионального бокса постоянно напоминают об этом, чтобы уколоть своих конкурентов. Известны только суммы с продажи входных билетов и официальные зарплаты бойцов. Причем боссы промоушена очень сильно раздражаются, когда в прессе кто-то пытается анализировать их доходы.
Зарплаты вызывают больше всего вопросов. Часто чемпионы за один бой официально получают гораздо меньшую сумму, чем просто яркий боец, при этом хозяева UFC не устают повторять о том, что некоторые их бойцы мультимиллионеры. Да и сами бойцы как-то не жалуются, а даже благодарны своим работодателям. Да и если посмотреть на жизнь звёзд этого спорта становится понятно, что они бьются не за кусок хлеба. Но как распределяются невидимые бонусы непонятно. Поэтому, если вопрос об олимпийских видах спорта станет всерьёз, наверняка бизнесменов попросят сделать свои отчетности прозрачными, чтобы всем всё было понятно. Так поступают, с некоторыми оговорками, в профессиональном боксе, где многомиллионные доходы звёзд ни для кого не секрет. Стоит отметить, что мы сейчас про UFC. А если брать Bellator, то там всё еще запутанней. По сути, известны гонорары только победителей гран-при, которым вручают по $100 тысяч, а что происходит в других боях неизвестно. Про Россию мы и вовсе не будем говорить.
ЛЕГАЛЬНЫЙ ДОПИНГ
Другая важная и стопроцентно олимпийская тема – это допинг. С этим делом в мире ММА происходит полный беспредел, если смотреть глазами МОК. Главная суть в том, что на допинг бойцы проверяются после шоу или до, но результаты становятся известны только после боя. В итоге шоу всё равно проходит, деньги сдаются в кассу, ну а потом, если что бойца наказывают отстранением или увольнением в самом крайнем случае. В российских промоушенах эта тема практически не поднимается и неизвестно происходит ли какая-нибудь работа по этим вопросам. Вроде бы бойцы сдают только анализы, которые подтверждают, что они ничем не болеют, а потом в интернете куча шуток по поводу «прыщей от стероидов» некоторых бойцов.
В Америке дела обстоят лучше, но это смотря с какой стороны посмотреть. Например, есть там такая штука, как тестостероно-заместительная терапия (ТЗТ). Бойцы в возрасте могут раздобыть разрешение враче и прописать себе инъекции тестостерона и активно готовиться к бою. Половина бойцов при этом поливает таких ветеранов помоями, другая половина молчит и намекает на то, что если легально, то почему не использовать? А в целом все бойцы категорически против допинга до той поры, пока не заловили. Есть даже забавные случаи, когда ветеран Витор Белфорт богом клялся, что не использует ТЗТ, но после боя анализы все показали.
В этом году тема ТЗТ и других препаратов стала очень острой. Многолетний чемпион UFCДжордж Сент-Пьер упрекнул своих работодателей в том, что они не занимаются этим вопросом, а когда про это говорит такой человек, то общественность ждет изменений. В итоге Дана Уайт стал чаще говорить о том, что ТЗТ надо упразднить и что UFC готовы к тому, чтобы Международное антидопинговое агентство регулярно тестировало бойцов. Бойцы пока не отреагировали. Но подобные случаи уже были. Например, Би Джей Пеннзаставил проходить такие тесты Рори Макдональда перед их боем и последний согласился, хотя и был недоволен тем, что к нему приходили без предупреждения и брали пробы. Так, что с этой проблемой что-то надо делать и, видимо, в самое ближайшее время. Плюс мы не будем много писать про то, что некоторые бойцы законно получают разрешение на марихуану, чтобы снять боль, иногда их терапия затягивается, и их ловят сразу же после боя. Ну а закончить хочется словами бывшего чемпиона Bellator Бена Аскрена. Когда его спросили о том, как его промоушен борется с допингом, Аскрен лишь сказал, что вообще не в курсе о подобной борьбе.
СМЕШАННЫЕ ЕДИНОБОРСТВА НЕ ПУСКАЮТ В НЬЮ-ЙОРК
Следующим пунктом, который надо будет как-то решить, может стать запрет на этот спорт на некоторых территориях нашей планеты. Смешанные единоборства запрещены во Франции, но там политики разрешают однополые браки. Видимо их смущает, что представители одного пола бьют друг друга и это будет воспринято, как пропаганда насилия в семье. Внятных причин нет, а представители Франции в этом спорте встречаются. Например известный боец Чек Конго, которому в этом году предстоит биться с Виталием Минаковым в Bellator. Но, черт с ней, с этой Францией. Бои по правилам ММА запрещены в Нью-Йорке. А это уже серьёзно. Борьба за этот важный форпост идёт уже много лет. Говорят, что промоутеры от профессионального бокса серьёзно лоббировали этот вопрос и смешанные единоборства не пускают в большой город. В свою очередь UFC каждый год выделяет определённую сумму денег различным сенаторам Нью-Йорка, чтобы те проработали разрешение, но пока эти попытки оканчиваются неудачей. Другие организации тоже пытаются что-то сделать. И если, например, Bellator сможет решить этот вопрос, то это будет огромным толчком для этой организации в конкурентной борьбе. А пока представители МОК смотрят и думают о том, что этих парней не пускают даже в Нью-Йорк, а вы говорите про Олимпиаду.
ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ
Но самое главное, что при олимпийских раскладах этот спорт может потерять свои главные фишки – зрелищность и бескомпромиссность. Любительский бокс или любительский тайский бокс смотрят не с таким ажиотажем, как профессионалов. Российские любительские турниры по ММА показывают, что интерес к ним не такой высокий. Плюс, если всё будет предельно официально, то в спорт проникнет бюрократия и начнутся привычные для официальных видов спорта подковёрная борьба, политика и судейские проблемы. Пока смешанные единоборства тем и привлекательны, что балансируют на грани между официальным признанием и бизнесом, в них есть что-то дикое, страстное и аутентичное. Поэтому, пока это приносит деньги, а зрители довольны, организаторы не будут рвать жилы ради Олимпиады, но интерес всегда может пропасть, и тогда что-то надо будет делать.
Антон Лаптенок, обозреватель Fightwear.ru:
– Как гласило название одной передачи из 90-ых – «Возможно всё». Особенно с тенденцией олимпийских чиновников убирать одни виды и заменять их другими, подчас совершенно неуместными. Речь о противостоянии борьбы и бейсбола, например. Но давайте смотреть правде в глаза. ММА как спорт ещё весьма сырой. Да, если ты крутишься в этом мире, то кажется, будто ММА повсюду. Но дело в том, что даже в США ещё толком не знают, что это. К примеру, когда бейсболисты Red Sox в прошлом году взяли Мировую серию, их победу праздновал весь Бостон, а потом миллионы вышли на победный парад. И это весьма пуританский город без как таковой ночной жизни и на фоне относительно недавнего теракта. Ну а кого волнуют чьи-то победы в ММА? Да этот спорт до сих пор даже не везде легален. Так что, увы, ММА на Олимпийских играх ещё не скоро появится.
Но! Все предпосылки для этого есть уже здесь и сейчас. Ведь давно ходят разговоры об освежении программы Олимпиады. ММА всё больше покоряет общую ТВ-аудиторию, а не покупателей платных трансляций. Развиваются и любительские бои, причём семимильными шагами. В кино в моде уже не старый бокс-кикбокс, а ММА. В общем, для попадания на Олимпиаду требуется время для большего проникновения в массы, повсеместная легализация спорта и приход выходцев из ММА в чиновничьи спортивные круги. Нам остаётся лишь запастись попкорном и ждать.
Роман Привалов, главный редактор ресурса Bellatorushka:
– Я считаю, что ММА в ближайшие 10 лет, точно не станет олимпийским видом спорта. И как мне кажется – слава богу. Так как Олимпийские игры это большая политика. А я очень не хочу видеть политику в ММА. ММА – это один из самых честных видов спорта по отношению к своим фанатам и болельщикам. Там очень сложно спортсменам выйти в клетку и не выложиться на все 100%. Потому что если ты не выложишься до конца, то тебе сделают больно, а возможно и отправят в глубокий нокаут. Ну и всё-таки, кто бы что ни говорил, ММА жесткий вид спорта, не жестокий, но очень жесткий. Это вам не гимнастика с Алиной Кабаевой. Хотя если когда-то это и произойдёт, то думаю, будут какие-то изменения, как, например, в олимпийском боксе. То есть будет различная защита на бойцах: шлемы и прочее. Так сказать, любительские ММА.
Владимир Ермоленко, автор и ведущий проекта «Вестник ММА»:
– Лично я бы этого очень хотел, но, думаю в ближайшие лет 15-20 этого не случится. Когда всё же это произойдет, мне кажется это будет уже не то ММА к которому мы привыкли, скорее всего, этот спорт потеряет свою зрелищность, так как бойцы будут работать исключительно осторожно, так сказать «зарабатывать очки». Но, тем не менее, если все же смешанные единоборства попадут на ОИ, то это будет грандиозный толчок в развитии этого спорта, думаю, миллиардная аудитория зрителей оценит и полюбит этот вид спорта.
Что же должно произойти чтобы ММА стали олимпийским видом спорта? Думаю, что в странах со временем должны образовываться федерации ММА (как в России) и проводиться чемпионаты городов, потом стран, а потом и чемпионатов мира. И уже потом, когда ММА докажут свою весомость в мировом спорте, уже можно будет рассчитывать что смешанные единоборства появятся на олимпийских играх.