Мы в социальных сетях:
twitter youtube facebook g+

Заполните все поля для регистрации

Имя:
Фамилия:
Email:
Пароль:
Повторите пароль:

Руслан Савлохов: "Андрейцев очень серьезно относится к своей профессии"

Вторник, 21 Августа 2012, 14:38

Главный тренер сборной прокомментироавл результаты Олимпиады

Они никогда не были без олимпийских медалей. На Олимпиаде-1996 в Атланте бронзой отметились представители весовых категорий до 62 и до 68 кг Эльбрус Тедеев и Заза Зазиров. В Сиднее-2000 серебро веса до 58 кг завоевал Евгений Буслович. В 2004 году в Афинах первое в независимой истории олимпийское золото по вольной борьбе Украины принес в то время трехкратный чемпион мира Эльбрус Тедеев (до 66 кг). В 2008-м серебром отличились Василий Федоришин (до 60 кг) и Андрей Стадник (до 66 кг), а бронзу выиграл Тарас Данько (до 84 кг). Наконец сейчас, в Лондоне за себя и за честь всех видов единоборств постоял Валерий Андрейцев (до 96 кг). Он выиграл серебро и это была единственная медаль украинских борцов всех стилей вместе взятых. Тем самым возглавляемая Русланом Савлоховым команда в очередной раз доказала свой класс. Поколения меняются, а стабильность в результатах остается. Собственно, сам тренер сейчас не столько торжествует, сколько живет днем ??завтрашним и волнуется о том, чтобы через отдельные негативные тенденции не остаться без медалей в Рио-де-Жанейро-2016. Неудивительно, что в интервью "Обозревателю" господин Савлохов выглядел довольно самокритичным.
- Медалей могло быть и две, - начинает разговор Руслан Сосланович. - Я надеялся на Алдатова. Но история с Пекином-2008 повторилась один к одному. Ничего не изменилось.


- Ибрагим сам виноват в своем поражении в схватке 1/8 финала Анзору Уришеву из России?
- Сейчас у нас такие спортсмены, которые вряд ли скажут, что виноваты сами. Вот те представители сборной России, которые не завоевали золотых медалей, свою вину признают. Представитель весовой категории до 60 кг Бесик Кудухов, получив серебро, сказал: "Я сам виноват, потому что должен был только золото брать". Чемпион мира Билял Махов, который взял бронзу, говорит: "Я был прекрасно готов, но сам допустил ошибку, где-то не так отборолся". О чемпионе Европы Абдусаламе Гадисове (до 96 кг), которому еще до Олимпиады повесили на шею золотую медаль, вообще молчу. Он прилетел домой и его до сих пор не могут найти. Абдусалам скрылся, потому что ему стыдно смотреть людям в глаза.


- У нас по-другому?
- Я не знаю, как у нас. Точнее, я знаю, как у нас. У нас стыд имеют единицы. У нас виноваты все, кроме спортсменов. Я сказал Алдатову, что за два месяца к Олимпийским играм не готовятся. Он говорит, что дома тренируется. Но этого недостаточно, чтобы привезти медаль Олимпиады. Двух месяцев, в течение которых мы провели интенсивные сборы, недостаточно, чтобы пройти пять олимпийских схваток.


- Пять проходов в ноги и четыре из них проиграны течение одного периода - никогда бы не подумал, что Алдатов способен бороться так примитивно...
- Значит, физически, функционально он был не готов. Эльбрус Тедеев выиграл третью свою Олимпиаду. Между первой и третьей - 12 лет жизни в спорте. За все это время не припомню ни одного эпизода, когда бы Эльбрус пропустил полгода тренировок. Есть сборы или нет, дома он или где-то, Тедеев всегда был на ковре, всегда находил время тренироваться.


- Накануне Олимпиады вы хотели закрыть спортсменов на базе сразу на полгода...
- За полгода спортсмен также не может подготовиться. Олимпиада в Лондоне закончилась 12 августа, а 13-го начался цикл подготовки в Бразилию-2016. В моей тренерской практике еще не было таких людей, которые за полгода-год начали тренироваться и стали олимпийскими чемпионами. Какими бы сильными они ни были. Готовиться надо четыре года: быть в форме, быть начеку, анализировать промахи, не допускать расхлябанности. Только так можно стали олимпийским чемпионом.


- У Алдатова была сложная сетка - сначала чемпион мира Заурбек Сохиев из Узбекистана, затем двукратный чемпион Европы Уришев ...
- У Валерия Андрийцева сетка была еще тяжелее. Только Валерия как основного соперника никто не воспринимал, а Алдатова воспринимали как главного претендента на медаль. Да, он первый номер, но внутри страны. За пределами Украины его уже никто не считает первым номером. Как выходить из этой ситуации главному тренеру?


- Василия Федоришина (до 60 кг) это касается так же?
- Василия Федоришина касается, только в другом аспекте. На состоянии одного из наших лидеров сказалась згонка веса, три лицензионных турнира весной. Другой причины его поражении от грузина Малхаза Заркуа в стартовой схватке я не вижу. Человек за три месяца восстановиться не может.


- То есть, у Василия был единственный выход - выиграть лицензию не чемпионате мира-2011?
- Это облегчило бы задачу. Тогда можно было бы надеяться, что Федоришин подойдет к Олимпийским играм в оптимальной форме. Три згонки за две недели отразились на его физическом состоянии очень негативно.


- Как тут не вспомнить, что прошлым летом команда из-за недофинансирования не выполнила всей запланированной к мундиалю тренировочной работы...
- Не думаю, что это повлияло на результаты чемпионата мира слишком существенно. Даже когда сборов нет, люди, которые нацелены на олимпийскую медаль, найдут, где тренироваться. Сборы здесь ни к чему. Одно дело - когда тренируются все вместе, другая - отдельно, когда нет спарринг-партнера. Поэтому для нас это важно, но не актуально.


- Вы не задумывались над тем, что наши лидеры - те же Алдатов с Федоришиным, а также Андрей Стадник (до 66 кг) - уже прошли свой спортивный пик?
- Мне трудно судить, эти спортсмены остановились в своем развитии. Сказалось то, что в сборной страны отсутствует конкуренция. На лидеров это влияет очень сильно. Они в определенной мере успокаиваются. Отсутствие перспективных молодых людей, которые могут создать конкуренцию - вот это единственная проблема, с моей, как главного тренера, точки зрения. После пекинской Олимпиады я допустил серьезную ошибку. Заключается она в том, что я неактивно привлекал к выступлениям на международном уровне вторых номеров. Стоило в каждом весе, где были лидеры, выделить по два-три человека. В течение четырех лет из них можно было что-то слепить. После Лондона такой ошибки уже не допущу. Больше внимания буду уделять молодежи. Хотя бы потому, что в промежуточном между юниорским и взрослым возрастом немало борцов оставляет спорт.


Потому возьмите того же Валерия Андрийцев, которого сейчас можно называть лидером сборной. Его переход из молодежной сборной во взрослую тоже произошел не мгновенно. Этот процесс затянулся на целый олимпийский цикл. На пекинскую Олимпиаду Валерий также претендовал, но тогда в очных схватках его одолел Георгий Тибилов. Нынешний же успех пришел потому, что у Андрейцева протяжении всего цикла была конкуренция. Валерий это это прекрасно знал, поэтому готовился даже когда не было сборов. Вот что сейчас означает мотивация! У парня была конкуренция, он всегда был в форме и постоянно тренировался. Он знал: если не выиграет у конкурентов, то на Олимпийские игры не попадет. У других лидеров конкуренции нет, поэтому в душе они намного спокойнее. И что имеем? Стадник на Олимпиаду не поехал вообще, а Федоришин и Алдатов проиграли на ранних стадиях.


- Но Федоришин на протяжении последнего года дважды проигрывал Евгению Хавилову. Может, последнему надо было доверять больше?
- Возможно. Но у Евгения также было отрицательное выступление на чемпионате Европы-2012. Одно дело - побеждать внутри страны, совсем другое - за ее пределами. В этом не моя вина, а личных тренеров. Для них главное, чтобы их ученик выиграл дома. А что потом с тем воспитанником делать главному тренеру сборной - никого не интересует. Меня злит, когда ребята проигрывают и через пять минут улыбаются главному тренеру в глаза, как будто так и надо. Какие у меня должны быть чувства? Когда человека круглогодично готовишь, а он выходит и бездарно проигрывает, да еще через пять минут улыбается... Таких спортсменов понять я не могу. Никаких угрызений совести. Не понимаю, зачем в течение четырех лет готовиться ради того, чтобы просто поехать и выступить? Таких борцов я называю простым словом - туристы.


- Визуальное впечатление - до 2008 года такого отношения не было...
- Раньше такое отношение, может, и было, но конкуренция быть немного выше. Сейчас в отдельных категориях конкуренции нет вообще. Чемпионат Украины ребята выигрывают, а потом на чемпионатах мира и Олимпиаде свое умение доказывают единицы. Хотя в целом согласен - раньше отношение было несколько иным. Когда приезжаю на сборы, у меня возникает впечатление, что именно с этого и начинается подготовка большинства наших борцов. Говорю личным тренерам, что меня не устраивает, чтобы их воспитанников готовил я. Главный тренер должен подводить спортсменов к основным стартам, а на сборы они должны приезжать подготовленными. Но что имеем мы? Проходит всего неделю сборов - у одного травма, у другого что-то болит. Все потому, что они отвыкают от серьезной работы. Значит, дома не тренируются. Многое зависит от личных тренеров. Не может все зависеть от главного тренера. Главный тренер подводит спортсменов на пик формы.


- Как с этим бороться? Тренеры же одни и те же...
- Наверное, нужны системные изменения. Надо повышать статус тренеров. Еще с древних времен говорят: кадры решают все. Не сказал бы, что у нас нет тренерских кадров. Они есть, но на слабом уровне. У нас нет столько хороших специалистов, как в России. У нас нет столько мотивации, как в России или Азербайджане. У нас тренер, преподаватель, специалист, не пойдет работать за оклад размером 1400 гривен. Поэтому надо поднимать статус детских тренеров. Сейчас мы еще держимся на тех спортивных интернатах, где есть спортсмены. А в массовости уступаем всем главным соперникам.


- Время идет, меняется власть, фамилии министров, но воз и ныне там. Вы верите, что что-то изменится?
- Я не политик, я тренер. Надеюсь, на следующей Олимпиаде у нас будет золотая медаль. Сделаю для этого все, что от меня зависит. Я в сборной Украины 20 лет. Мои дети выросли и я даже не заметил, как они стали взрослыми. Я постоянно завязан на сборах, на соревнованиях, я душой и телом в борьбе. Семья все это прекрасно понимает.


- Собственно, вернемся непосредственно к первой сборной. Считаете, омоложение состава после Пекина должно было происходить волевым решением?
- Да. Надо было больше привлечь в сборную страны молодежь и натаскивать, даже брать на чемпионаты Европы и мира вопреки лидерам.


- Стадник в 2009-м выиграл чемпионат Европы, Федоришин в 209-м и 2010 годах был призером чемпионатов мира, у Алдатова - медали мундиалей 2009-го и 2011 лет ...
- Наверное, их достижения меня расслабили. Все думали, что менять что-то нет оснований. Лидеры есть лидеры, но скорее их надо заставлять бороться на чемпионатах и ??кубках Украины. У нас же получалось, что за два олимпийских цикла некоторые лидеры могли на внутреннем уровне бороться один или два раза. Это тоже где-то моя стратегическая ошибка.


- Теперь подходы изменятся?
- Коренным образом. Все лидеры будут бороться на всех официальных соревнованиях внутреннего календаря. Поправки на регалии не пройдут. Без уважительных причин пропускать внутренние чемпионаты и кубки не будет никто. К этому вопросу буду подходить жестко, прогульщиков будем дисквалифицировать.


- Может стоит позаботиться об изменении структуры внутреннего календаря ...
- Могу привести несколько примеров. С одной стороны, чемпионат Украины - это очень ответственный старт. Вместе с тем, у нас не чемпионат России, у нас первенство не конкурентоспособное. Есть лидеры, а есть еще несколько одинаковых спортсменов. Я сказал не просто так, что люди, которые выигрывают чемпионат Украины, потом едут на чемпионаты Европы и мира и там безвольно проигрывают, а через пять минут хохочут, будто ничего не было. Это - чемпионы Украины.


- Конкурентность украинского чемпионата напрямую связана с тем, о чем вы говорили раньше - с сохранением вторых-третьих номеров. Но как их сохранить в наших условиях, когда материальной мотивации нет, зато существует соблазн уехать за границу?
- У нас с такими спортсменами разное понимание понятий о первых-вторых номерах. Где быть первым номером? Могу понять, если в мире. Но когда ты первый внутри страны, когда даже на международном турнире проиграешь первую же схватку, то какой ты первый номер? У нас в конце года будет тренерский семинар. На нем хочу определить четкие критерии отбора в сборную. Потому одних не устраивает то, вторых - другое. Меня не устраивает ни то, ни то. Ни когда спортсмен становится чемпионом Украины, а за пределами страны бездарно проигрывает на старте. Ни когда Алдатов едет первым номером и уступает во второй схватке Олимпиады. Давно настаиваю на одном: на создании международного рейтинга наших спортсменов. Чтобы определить, кто сильнее не внутри страны, а за ее пределами, кто надежнее. Ставку надо делать именно на этих людей.


- То есть, хотите внедрить рейтинг вроде того, что существует в дзюдо?
- Да. Я этого очень давно добиваюсь, но пока поддержки среди своего окружения нет.


- Вам не кажется, что конкурентоспособными на международном уровне наши молодые борцы будут, лишь изменив психологию?
- Наверное, так. Возьмите молодого Андрея Квятковского. На Олимпиаде у него была проста сетка. Но он опасался стартового соперника Акжурека Танатарова из Казахстана точно так же, как тот боялся его. Больше повезло казахстанцу и он потом, набравшись смелости, победил олимпийского чемпиона Рамазана Сахина из Турции и выиграл бронзу. Но на его месте мог быть наш борец! В последние годы становится обычным явлением, когда чемпион Украины выходит на ковер во время чемпионата Европы и не знает, как прикоснуться к сопернику. Таковы реалии. И что мне с этим делать?


- Куда делась психология победителей, если в последней команде было три олимпийских призера, если президент Ассоциации борьбы - олимпийский чемпион?
- Дух победителя у того, кто готовится в течение четырех лет, а не за полгода до Олимпийских игр, кто с утра до вечера старается, работает и готовится стать олимпийским чемпионом, а не стремится просто попасть в команду.


- Да Федоришин и Стадник в олимпийском цикле-2008 были именно такими...
- Федоришин и сейчас работал ответственно, но те три згонки его истощили. Относительно Стадника, то в Пекин и Лондон в его лице готовились будто два разных человека. Можете мне поверить, как главному тренеру.


- Может, Стадника стоило отлучить от команды раньше?
- Я никого не отлучал. Все спортсмены знают, чего от них требует тренер, Федерация. Если этих критериев не придерживаться, то вы меня извините. Меня здесь поставили для того, чтобы готовить команду, а не выслушивать чьи-то претензии. Прекрасно понимаю, что вы хотите спросить. Я критериев отбора не нарушал. Но когда человек заявляет, что в этой стране он никому не проигрывала десять лет, то это его личные проблемы. То, что за полгода Стадник проиграл три схватки, уже ничего не значит? Андрей прекрасно знал, что решающим для него будет турнир в Одессе, но он хотел только одну схватку. Я старался, чтобы Стадник прошел турнир, поскольку понимал, что с Квятковским он может встретиться только в финале. А к финалу еще надо дойти. Стадник в Одессу не приехал. И он лукавит, когда говорит, что критерии отбора не прозрачные. У нас до одесского турнира был специальный сбор. Все знали, что участие в "Черном море" для всех обязательное, оправдание только форс-мажор, только травмы. И такие травмы были. Наш главный врач вместе с тренерской советом освободил от участия нескольких борцов. Стадник накануне не подходил ни к врачу, ни к тренерам. Какая травма, болезнь - кроме него никто ничего не знает.


- Будут кадровые выводы?
- Конечно, нет. В последнем интервью я сказал, что у меня нет времени для злости, для мести. Выводы будут такие, что лидеры или нет, а все будут участвовать во внутренних официальных соревнованиях без каких-либо исключений. Это будет единственное кардинальное изменение. Все остальное в их руках. Будет результат - будут в сборной.


- Ваш воспитанник Дзамболат Тедеев, возглавив сборную России, отказался от услуг некоторых олимпийских чемпионов едва не волевым решением. Возможно, вам следует перенять пример ученика?
- В том, что произошло, не вижу ничего трагического ни для себя, ни для сборной. Для меня это не принципиально. Принципиально для меня то, чтобы люди, которые мне доверяют, доверяли на сто процентов. Они также знают ситуацию в команде, кому-то что-то может не понравиться. Завтра не будет меня, придет другой,на него тоже напишут. Спортсмен не определяет, кто должен его тренировать.


- От Валерия Андрейцев в преддверии Олимпиады медали если и ждали, то сдержанно. Но теперь он приехал с серебром и уже кажется, что мог добиться большего...
- Я очень рад за этого парня. Два цикла он очень серьезно готовился, за ним никогда не замечалось нарушение режима, тренировочного процесса. Он всегда в строю, воспитанный, развитый интеллектуально. Мне приятно, что он приехал с медалью, жаль, что не золотой, но серебро - тоже большой успех. При этом я надеялся на Валерия рядом с Федоришиным и Алдатовым. Рассчитывал, что кто-то из трех лидеров медаль должен взять. Лучше - все три, у главного тренера есть такая надежда, чтобы наград было побольше. Конечно, на остальных борцов тоже расчитывал, но они могли побороться за призовые места только при условии хорошей жеребьевки.

После жеребьевки Алдатова и Андрийцева настроение было не лучшим. В одной "закрутке" с Валерием оказались все претенденты на медали, кроме американца Джейкоба Варнера и призера Олимпийских игр Георгия Гогшелидзе из Грузии. Но уже после просмотра первых столкновений лидеров у меня появилась  уверенность, что Андрейцев сможет пройти любого из них. Первые поединки показали, что большинство из основных соперников к Олимпийским играм не готовы - то в пик формы не попали, то где-то недоработали. Фавориты допускали такие ошибки, что у меня с личным тренером Андрейцева Григорием Даньком возникло убеждение, что Валерий гораздо лучше, чем его оппоненты, подготовленный функционально и физически. Так оно и вышло. Когда мы выходили на схватку с азербайджанцем Хетагом Газюмовым, единственное, что я сказал Андрейцев и Данько-старшему: "Наше преимущество - функционалка. В технике он нас преобладает".


- То есть, бороться стоило так, чтобы растянуть схватку на три периода?
- Да. С самого начала не выжидать, а атаковать и прессинговать, не давать Хетагу на отдых и мгновения. Техника у Валерия, конечно, разнообразная, он постоянно ее совершенствует. Но на таком уровне в дальнейшем технический арсенал надо разнообразить, добавить хотя бы два-три приема, которые он может делать на сто процентов. Мы с его тренером это уже обсуждали и на протяжении следующего цикла будем над этим работать. Ибо соперники будут выходить на Андрейцев, как на серебряного призера Олимпиады, будут воспринимать его очень серьезно, будут делать заготовки. Соответственно, каждую схватку нужно бороться на максимуме.

- Для Андрейцева нынешний результат - не максимум?
- Нет. Это тот парень, который со своим отношением к борьбе достигнет еще большего. Он стал олимпийским призером потому, что любит борьбу, а не из-за того, что талантливый. Я знаю многих талантливых людей, но их отношение к делу противоречит логике, тому что они могут делать на ковре. Андрейцев достиг определенной вершины сейчас. Но он такой человек, что теперь будет работать еще более серьезно, чтобы достичь еще большего. Вот Бесик Кудухов сказал, что если сейчас бы стал олимпийским чемпионом то, может, попрощался с борьбой. Но теперь он сказал: "Я остаюсь еще на четыре года, у меня цель - стать олимпийским чемпионом". Думаю, Андрейцев мыслит примерно так же. Это те люди, которые очень серьезно относятся к своей профессии, професеиональные спортсмены.

Иван Вербицкий

http://ukrwrestling.com